Рост значения определенных звукоотношений как первичных носителей гармонии (исторически — прежде всего различных консонансов) за пределы элементарных звуковых форм (интервалов) осуществляется путем превращения их в остовные элементы более сложных, разветвленных образований. Например, значение интервала квинты как простого мелодического шага вполне элементарно; но оно сильно возрастает, если распространяется на основные тоны ряда гармоний (см. остовные основные тоны в примере 8). Отсюда гармоническое значение систем иерархически выстроенных интервальных связей, соотнесенных с единым звукоотношением (горизонтальным унисоном, вертикальным и горизонтальным интервалом либо аккордом, консонирующим или, в принципе, диссонирующим). Подобные развертывающиеся во времени системы звуковысотных связей и есть не что иное, как лады (или ладовые системы; также тональности, тональные системы; также системы, звуковысотные
системы). С этой точки зрения лад можно сравнить с увеличенным в своем значении остовным звукоотношением, как бы пронизывающим всю структуру соподчинения консонансов и диссонансов и представляющим собой все взаимодействие многоразличных звуковых форм консонансов и диссонансов (выразительна терминология систем с «консонансом консонансов» в основе: вся пьеса характеризуется как «до мажор», «ре минор» или — см. пример 8 — «фа минор»). Сообразно природе центрального, остовного звукоотношения (трактуемого как устойчивость, покой, то есть, в переносном смысле, как консонанс) все остальные звукоотношения (соответственно, неустои,
|
|
как бы диссонансы*) получают определенную трактовку и подчиняются определенным композиционно-техническим ограничениям. Если лад создается по принципу консонантной централизации (К — консонанс, д — диссонанс; см. рис.), то наиболее естественно и художественно необходимо поддерживать надлежащее соотношение уровней напряжения созвучий,а именно: звукоотношения в центральном комплексе — с более низким уровнем (более совершенная консонантность), периферийные — с более высоким (несовершенная консонантность; диссонантность в возрастающей степени). Наиболее очевидно подобное взаимодействие всех форм консонансов и диссонансов представлено в ладовой структуре классической мажорно-минорной тонально-функциональной системы, но имеет широкое значение и в системах иной структуры. Формы звуковой реализации консонанса и диссонанса (см. предыдущий параграф) существенны для типа ладообразования. Так, резко различны лады монодические и многоголосные.