Органные пункты, как уже говорилось, могут быть не только в басу, но и в верхних голосах. Органный пункт в наиболее низком из всей группы верхних голосов — теноре — называется теноровой педалью; в самом верхнем — сопрановой педалью; расположенный ниже сопрановой, но выше теноровой — называется альтовой педалью.
Между линейными функциями верхних педалей часто замечается некоторое различие.
Теноровая педаль в некоторых случаях близка по функции к басовой, а именно: может выполнять роль функционально главного элемента по отношению к движущимся аккордам. Пример: фортепианная соната ор. 111 Бетховена, I часть, вступление (теноровая педаль на доминанте — средство доминантового предыкта, готовящего появление главной темы Allegro, начинающейся с тоники c-moll).
Альтовая и сопрановая педали такими свойствами обычно не обладают. Протянутый или повторяемый звуки в них, наоборот, в сущности, часто смыкаются с неаккордовыми звуками и должны рассматриваться как особая их разновидность — выдержанные тоны (см. главу 5).
|
|
Образец сопрановой педали см. пример 57.
57 М. Мусоргский. «Борис Годунов» (редукция)
В оркестровом дополнении (ц. 34, такт 5) этот педальный звук фактически оказывается брошенным и превращается в побочный тон; аналогичное явление — в примере 38.
Однако, в отличие от просто неаккордовых звуков, сопрановая педаль все же может сохранять некоторые динамические свойства органных пунктов. Например, в III части 3-го квартета Чайковского доминанта сопрановой педали пусть и в небольшой мере, но все же заметно производит доминантовое напряжение, что родственно обычному эффекту органного пункта.
Если среди неаккордовых звуков возможны педальные предъемы (см. главу 5, пример 36В), то среди явлений органного пункта могут быть предъемные педали. Пример: переход от эпизода c-moll к репризе финала 5-й симфонии Бетховена, начиная от вступления литавр.
Верхние педали могут быть и удвоенными в октаву (например, объединение сопрановой и альтовой педалей), а в редких отдельных случаях могут быть даже сквозными, пронизывающими всю ткань сверху донизу (Прокофьев, 8-я фортепианная соната, часть II, последнее проведение главной темы).
В музыке XX в. верхние педали нередко оказываются групповыми — двойными, тройными (подчас и более многозвучными); см. пример 58 (ср. также: у Прокофьева тройная верхняя педаль в пьесе «Патер Лоренцо» из балета «Ромео и Джульетта»; у Шостаковича тройная верхняя педаль в коде финала 8-й симфонии).