Линеарные токи как мощные первичные факторы музыкального становления оказывают сильнейшее и многообразное влияние на гармонию, аккордику, функциональность. Вся гармоническая ткань может быть представлена как «сеть» аккордо-гармонических связей; например, при тонике C-dur на всем протяжении музыкального «пространства» уходят в воображаемую бесконечность повторяющиеся однофункциональные звуки и группы: вверх — e2g2c3e3g3 (и т. д.),
и вниз — gecGECG 1 E 1(и т. д.). А промежутки между однофункциональными «нитями» ткани дают (ограниченный) простор для «тр а нзитов» — подвижных линейных тонов. Естественно, взаимодействие созвучащих местных опор (аккордовых тонов) и «кин у менов» (неаккордовых линейных тонов; ср. главы 4 и 5) способствует обогащению аккордовой вертикали, образованию многообразных диссонантных аккордов посредством внедрения линейных тонов в состав аккорда (идущие вниз септимы, идущие вверх сексты, хроматические трансформации-альтерации и т. п.).
Отсюда линейные функции тонов, являющихся аккордовыми диссонансами, — септим, секст, побочных тонов и др.
Но энергия линейных тонов может производить и более сильное действие на гармонию. Под влиянием первичных факторов линейного движения могут становиться «транзитами» не отдельные тоны, а целые созвучия. Таким образом возникают целые аккорды, весь гармонический смысл которых предопределен не их отношением к тонике, а их местом в движении линии. Как неаккордовый звук функционально зависим только от того аккордового (или от тех двух аккордовых), с которым он спаян секундовым движением линии, так и целый аккорд, если он самим своим возникновением обязан линеарности, получает свой функциональный смысл только от своей роли в этом движении линии (автономизация линейной стороны созвучий).
Отсюда особый род гармонической функциональности, как бы лежащей в ином измерении по отношению к обычной (и основной) тональной функциональности, — линеарные функции аккордов. Называть функциями «проходящие», «вспомогательные» и подобные аккордовые характеристики можно потому, что они указывают на определенные гармонические значения созвучий. Упрощенно говоря, носители линеарных функций — это как бы увеличенные в своих размерах неаккордовые звуки, превратившиеся из тонов в аккорды («неаккордовые аккорды»). Поэтому формы таких аккордов точно дублируют виды неаккордовых звуков (см. главу 5), даже сохраняя примерные пропорции между распространенностью тех или иных.
Некоторым исключением являются, пожалуй, лишь задержания и апподжиатуры: распространенность аккордов-задержаний много ниже среди линеарных аккордов, чем употребительность задержаний среди неаккордовых звуков.
Наиболее ходовые из аккордов линеарной функции — проходящие и вспомогательные. На каждый из них распространяется основной закон линеарной связи соответствующих неаккордовых звуков:
1) точное тонально-функциональное значение в исходной позиции;
2) линейное движение с точным соблюдением линейной формы;
3) точное тонально-функциональное значение в конце оборота. Рассмотрим пример 210.