представлен почти всюду тоникой с секстой, реально звучащей здесь как A-dur (см. такты 1-3 и 9-15). Поэтому A-dur оставляет впечатление второй тоники, звучащей одновременно с основной (в авторской записи ключевых знаков нет). Другие образцы:
♦ Бах. 1-й Бранденбургский концерт, II часть (A-dur = d-moll);
♦ Бородин. «Князь Игорь», I акт, хор девушек «Мы к тебе, княгиня», начало (E-dur = cis-moll);
♦ Римский-Корсаков. «Млада», песня Лумира (fis-moll = D-dur);
♦ Чайковский. «Времена года», № 5 «Май», начальный период (D-dur = G-dur);
♦ Рахманинов. 3-й концерт, II часть, начало темы (d-moll = A-dur);
♦ Прокофьев. «Любовь к трем апельсинам», вступление [к маршу] и марш (As-dur = C-dur).
IX. Снятая тональность: Цнеопред.Т_С_Ф_
То есть каждый из аккордов, взятый сам по себе, легко угадывается в какой-нибудь определенной тональности, но никакой тоники не слышно совсем; тональная тьма как специальное средство.
Рассмотрим пример 271 (см. весь первый раздел разработки).