Классические три основных элемента музыки — гармония, контрапункт и форма — в их слиянии в недифференцируемое и самотождественное единство дают драгоценное эстетическое качество музыкальности, вне которой каждый из них утрачивает и свой смысл, и свою функцию, и свою цель. Три элемента музыки музыкально могут жить только вместе. Разлученные друг с другом, они все трое разом засыхают и умирают. Форма превращается в схему, контрапункт — в линеаризм, гармония — в начальную математику правил школьных задач. Соответственно, существуют три предмета — три науки: гармония, контрапункт, музыкальная форма (со времен Бетховена и романтиков к этим трем центральным все более присоединяется и четвертый — тембро-
структура).
Дисциплиной, в которой триединство гармонии, контрапункта и формы живет своей нормальной, естественной жизнью, является целостная теория музыкальной композиции. Изучение входящих в нее отделов — гармонии, контрапункта и формы — как самостоятельных дисциплин возможно при условии подразумеваемого и реально всегда представляемого участия двух других. Изучение гармонии — с учетом и контрапункта (контурное двухголосие крайних голосов, контрасты линий многоголосной ткани, тематизация голосов, фактурная реализация гармонии и др.), и музыкальной формы (роль гармонии в образовании целостной композиции). Ни правильное понимание гармонии, ни анализ, ни — в особенности — практическая работа в области гармонии невозможны вне постоянного внимания к процессу формообразования.
|
|