Еретики также совершают чудотворения

Но особенный интерес для нашей темы представляет другая категория чудотворений, - совершаемых еретиками, о чём мы далее читаем:

… подобное, просиходит и у иноверцев, по действию демонов, для утверждения ереси. Расскажем теперь о том, как в Чёрной горе, в области Антиохийской, был некоторый подвижник, еретического исповедания, родом армянин; приближаясь к смерти, он созвал близких и послал своего единоверца принести лопату и заступ, для погребения, а перед смертью предсказал: - после того, как я скончаюсь, вы найдёте, что тело моё сгорело. Затем, когда все ушли, то возвратившись, нашли что всё исполнилось по предсказанию инока и тело его сгорело; так они его и похоронили. Затем, взяли землю с его могилы, и когда сошла роса, посыпали её в тех пределах на нивы, поражённые вредителями, и бедствие прекратилось. С тех пор, они так делали всегда, для защиты нив, и бедствие каждый раз прекращалось под действием земли, взятой с могилы. Услышав об этом, один наш брат, сделал крест на котором написал: Исус Христос, Сын Божий, пошёл и поставил его над гробом еретика, после чего эти чудеса исчезли.

Расскажем также и о добродетельном еретике: старец, часто упоминаемый нами, рассказал: - по соседству со мной, в той же Чёрной горе, в уединении, жил армянин – еретик, весьма украшенный делами и добродетелями. Однажды, когда я с ним беседовал, то он произнёс: «внутри моего сердца я вижу нечто необычное и удивительное, однако, встречаюсь с какой - то преградой, препятствующей отчётливому познанию. Когда я услышал об этом, то имея определённый опыт, понял, что его душа, очистившись деятелной добродетелью, достигла свойственного ей состояния, но еретическое омрачение создавало завесу. Я всё ему рассказал, и он, будучи добродетелен, поверил моим словам и решил перейти в православие. Когда узнали об этом еретики - армяне в одном из монастырей, то опасаясь, чтобы такой добродетельный муж не отступил от их веры, вызвали его, и не позволили ему уйти, пока тот не скончался.

В Кизике был еретический епископ – духобор, по имени Македоний, который молитвой переставил на другое место масличное дерево, заслонявшее двери его суетной моленной. И когда неправедный заимодавец притеснял вдовицу, заставляя возвратить долг её умершего мужа, в большем размере, то упомянутый епископ, узнав об этом, когда собирались хоронить её мужа, и несли к могиле; прикоснулся к одру, на котором тот лежал, и заставил мёртвого заговорить, и сказать, сколько было занято у кредитора. Впоследствии, когда тот еретик умер, на его могиле происходили различные видения и знамения. Итак, зная об этом, не будем считать без разбора святым каждого, кто совершает знамения, как сказано: … не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. (1Иоан.4:1) И тех, кто притворялся истинными апостолами Христа, Павел назвал ложными тружениками. И это не удивительно, ибо сам сатана преображается в ангела света, поэтому не велико, если его слуги представляются служителями правды, конец которых будет соответствовать их делам. Ибо, нечистые демоны служащие, лжепророкам, устраивают знамения и исцеления телесных страданий, для обольщения тех и других, представляя умершего воскресающим и беседующим призрачно с живыми. Демон входит в мёртвое человеческое тело и показывает, будто оно двигается, словно воскресшее, по суетной молитве человека – обманщика. И как бы от лица мёртвого, разговаривает лукавый с обольщаемым человеком, о чём хочет, и о чём его спрашивают, сообщая человеческие тайны и слова, как знающий и наблюдающий, когда что-нибудь происходит у людей, посещая их и подслушивая. Но да избавит нас Господь от этого обольщения.

Опять-таки, демоны совершают знамения умножения земных плодов, или их оскудения, движения ветров, дождей, бездождия и засухи; отягощения земли и тому подобного; говорят подобно людям, и открывают человеческие мысли и рассуждения, догадываясь о них по внешним телесным признакам, соответствующим тем или иным помыслам, а особенно по лицам, и предсказывают задолго или незадолго, Точно также, могут предсказывать и те, кто внимательно и досконально изучили врачебное искусство. Подобно предсказывают и некоторые сарацины, наверняка узнавая о тех, кто погибнет на войне, по определённым признакам. Также и демоны, вникая в свойства человеческой природы, предвозвещают людскую смерть. Ибо, будучи бесплотными духами, они рассматривают человеческие тела, силы, действия, избытки и недостатки тела, жизненных сил и крови, не нуждаясь ни в каком врачебном искусстве. – Угадывают, а не знают заранее, предсказывая смерть, то же можно сказать о волхвах и чревовещателях. Ибо, демоны зная то, кто украл, и где находится украденное, могут о том рассказать.

Некоторые иноки, - еретики, носящие власяницы, прослышав о святом Пахомии, пришли к нему в монастырь, и передали некоторым из братий: мы посланы нашим отцом к Великому, сказать: если ты в действительности, как я слышал, человек Божий, и Бог тебя слушает, то пойдём и вместе перейдём ногами через реку, чтобы знали все, кто из нас имеет большее дерзновение перед Богом. Когда братия сообщили об этом Великому, то он вознегодовал на братьев и сказал: зачем даже слушать стали такие слова; разве не знаете, что подобные испытания чужды Бога и далеки от жительства нашего и от православной веры, даже и здравомыслящие миряне не додумаются до такого. Какой Божественный закон велит нам так делать? Даже наоборот, Спаситель заповедует в Евангелии:… пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Матф.6:3). Нет ничего страшнее того безумия, если бы мы оставили оплакивать свои грехи и перестали бы заботиться о том, как избежать вечных мук, но младенчествуя умом, обратились бы к подобным испытаниям. Братья спросили: как же этот еретик, чуждый Бога осмелился призвать тебя к этому? Блаженный им ответил: если бы попустил Бог, то смог бы он, с помощью диавола, перейти через реку, ходя как по суше, для укрепления их нечестивой ереси, посредством такого деяния, увлекая обольщённых. Идите и скажите, принёсшим эту весть, - так говорит человек Божий Пахомий: весь подвиг мой и всё моё усердие, состоит не в том, чтобы ногами ходить по реке, но в том, чтобы избавиться от осуждения на Божественном Суде, перейти через ту огненную реку, которая потечёт пред престолом Христовым, и преодолеть подобные сатанинские действия силой Господней. И заповедал он братии не думать высоко о своих достижениях, и не стремиться видеть видения или демонов, и самим не устраивать подобного, и не искушать Божество такими прошениями, как сказано в Писании: … не искушай Господа Бога твоего. (Матф.4:7)

Эту загадку приоткрывает в своём рассуждении св. Афанасий Александрийский: ВОПРОСИЛИ СВЯТОГО АФАНАСИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКОГО:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: