Кожинов В.В. Композиция // КЛЭ. Т. 3. Стлб. 694-696

"К. <...> - членение и взаимосвязь разнородных элементов или, иначе, компонентов лит. произведения. Иногда вместо термина "К." употребляют близкие по смы-слу слова: архитектоника, построение (или строение), структура, конструкция и т. п.

Термин "К." не имеет однозначного толкования; под К. иногда понимают чисто внешнюю организацию произведения (деление на главы, части, явления, акты, строфы и т. п. - "внешняя К."), иногда же ее рассматривают как структуру художественного содержания, как его внутреннюю основу ("внутренняя К."). Притом К. ча-сто отождествляют с другими категориями теории лит-ры - сюжетом, фабулой даже системой образов. Все это делает термин "К." весьма многозначным и расплывчатым.

По мнению нек-рых исследователей, понятие К. приобретает более строгий и специфич. смысл. когда более определенным образом трактуется единица, простейший элемент К., или, иными словами, компонент лит. произв. <...> Единицей же композиции или компонентом, по мнению этих теоретиков, является <...> такой "отрезок" произведения, в пределах к-рого сохраняется одна определенная форма, точнее один способ или "ракурс" лит. изображения - напр., динамич. повествование, статич. описание (характеристика), диалог, реплика, монолог или т. н. внутренний монолог, письмо персонажа, лирич. отступление и т. п. <...> Рассмотрение произв. в данной плоскости <...> остается за рамками других категорий теории лит-ры.

Простейшие единицы К. объединяются в более сложные и крупные компоненты: напр., зарисовки портрета, пейзажа, психич. состояния, поступка, разговора и т. п. Еще более крупным и более самостоятельным компонентом является сцена (и в драме, и в эпосе). <...> Особый характер имеет К. в лирике, где членение произведения неразрывно связано со структурой стиха".

Когда К. понимают широко <...> при такой трактовке приходится различать К. сюжета, К. фабулы, К. образов и т. п. и, кроме того, К. как таковую (взаимо-действие отд. компонентов и сцен). <...> изложенная т. зр. закрепляет за термином К. его специфич. значение и объект, предлагая в остальных случаях использовать достаточно распространенные термины "строение сюжета" (или "сюжетосложение") и "система образов"".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: