Вид конкуренции
| Характеристика вида
|
Внутриотраслевая
| Конкуренция между двумя и более видами
транспорта
|
Внутривидовая
| Конкуренция в пределах одного вида транспорта
|
Внутрипроизводственная
| Конкуренция внутри транспортного предприятия
|
Логистическая
| Конкуренция в способах доставки грузов, в том числе
несколькими видами транспорта
|
Конкурентоспособность транспортной продукции (услуги) может быть оценена специфическими численными методами, например, отношением выполненного объема перевозок с учетом интегральной оценки качества транспортного обслуживания к затратам потребителя (клиента).
Конкурентная
позиция
Доля рынка
Интенсивность конкуренции
| |
Привлекательность
вида транспорта
Темпы роста рынка
Уровень
рентабельности
| |
Конкурентоспособность транспортной продукции
Тариф
Качество перевозки
Сервис
Экономико-технологический потенциал
| |
Конкурентоспособность
транспортного предприятия
| |
Конкурентоспособность рыночного субъекта
| |
Схема определения конкурентоспособности транспортного предприятия представлена на рис. 3.2.
Рис. 3.2. Определение конкурентоспособности транспортного предприятия
Уровень конкуренции определяется индексом концентрации.
Индекс Герфиндаля – Гиршмана определяется по формуле
,
где – доля на рынке общего объема i -го участника рыночных отношений, %.
Так, доля железнодорожного транспорта по всем грузам составила: в 1999 г. – 39%, 2000 г. – 40,9%, 2001 г. – 40,6%, 2002 г. – 41,5%, 2003 г. – 43,4%, 2004 г. – 42,8%.
В соответствии с Методическими рекомендациями по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утвержденными приказом ГКАГ России от 03.06.1994 № 67, критерием доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара является превышение его доли уровня 65%.
Допустимые доли хозяйствующих субъектов и уровней концентрации продукции для различных моделей рынка представлены в табл. 3.3.
Т а б л и ц а 3.3