Функции, принципы и методы управления

Сущность и содержание менеджмента раскрываются в его функциях управления, т.е. в конкретных видах деятельности.

При создании организационной системы управления (ОСУ) необходимо отметить большое значение элементов системы: функций и принципов.

Функция – (лат. function – исполнение) – обязанность, круг деятельности, назначение, роль; математически зависимая переменная величина.

Технологические функции на каждом виде транспорта разные. В данной теме будут рассмотрены функции транспортного комплекса в связи с созданием Министерства транспорта.

Необходимо отметить, что в связи с Директивой ЕС № 91/440 от 1991 г., потребовавшей отделения инфраструктуры от операций по перевозкам для всех европейских железных дорог и предоставления доступа к инфраструктуре для всех компаний-операторов подвижного состава, система управления транспортом была поделена на два блока (рис. 5.3):

 
 


I II

       
   


Рис. 5.3. Принципиальная схема управления транспортом, составленная

на основе выполнения Директивы ЕС № 91/440

На I блоке (см. рис. 5.3) сосредоточено производственно-хозяйственное управление, на II – государственное регулирование. Сейчас проблема управления на транспорте заключается в сочетании рыночных механизмов с методами государственного (централизованного) регулирования.

Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг управления государственным имуществом в сфере транспорта. Они находятся в ведении Министерства транспорта РФ, осуществляют свою деятельность и через свои территориальные органы.

Основными функциями федеральных агентств по видам транспорта являются:

а) функции государственного заказчика по организации исполнения федеральных целевых программ (реструктуризация железнодорожного транспорта) и федеральных инвестиционных программ;

б) издание индивидуальных правовых актов на основании Конституции РФ, конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Правительства РФ и Министерства транспорта РФ;

в) ведение регистров и кадастров по видам транспорта;

г) оказание услуг в сфере транспорта кругу лиц, имеющих общественную значимость, в соответствии с установленными Федеральным законодательством условиями, в том числе:

– по организации перевозок опасных грузов;

– организации работ по обязательному подтверждению соответствия продукции, работ и услуг, а также аккредитации испытательных лабораторий (центров), органов по сертификации.

Агентства осуществляют полномочия собственника для обеспечения исполнения функции федеральных органов государственной власти федерального имущества, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным агентству.

С образованием Содружества Независимых Государств (СНГ) появился новый орган в управлении транспортом, который координирует деятельность предприятий различных видов транспорта на территории бывшего СССР. На железнодорожном транспорте таким постоянно действующим органом является Дирекция, которая руководствуется законодательством государств–участников СНГ.

Рассмотрим исходные, ключевые положения, лежащие в основе транспортной деятельности.

Приоритетными направлениями в функционировании и развитии транспортного комплекса страны являются:

а) обеспечение с помощью транспорта экономического роста и повышения качества жизни нынешних и будущих поколений;

б) развитие единого экономического пространства, снижение удельных транспортных издержек в экономике на основе создания в стране опорной транспортной сети без разрывов и «узких мест», ликвидация административных барьеров в системе товародвижения, ликвидация диспропорций в развитии транспортной системы между отдельными регионами;

в) обеспечение транспортной доступности на уровне, гарантирующем социальную стабильность, развитие межрегиональных связей и национального рынка труда на основе повышения надежности и доступности услуг магистрального пассажирского транспорта;

г) реализация системных мер, направленных на ограничение негативных последствий работы транспорта на окружающую среду, на создание ЕТС;

д) интеграция России в мировую экономику и диверсификация внешней торговли путем адекватной перестройки транспортной инфраструктуры, реализации потенциала России как транзитной державы; повышение конкурентоспособности отечественных перевозчиков и развития экспорта транспортных услуг;

е) сохранение природных ресурсов и улучшение условий жизни людей путем построения транспортной политики на основе принципов устойчивого развития страны.

Государственное управление транспортным комплексом предполагает:

– развитие на единых принципах правовых основ транспортной деятельности;

– развитие на единых принципах государственного регулирования всех видов транспорта;

– сбалансированное распределение бюджетных ресурсов между различными видами транспорта;

– координацию развития различных видов транспорта;

– координацию в обеспечении средствами транспорта безопасности и обороноспособности страны;

– регулирование межвидовой конкуренции;

– формирование на транспорте единого информационного пространства;

– согласование интересов и объединение усилий государства и бизнеса в развитии транспортной системы.

Государство исходит из принципа сокращения вмешательства в транспортную деятельность до минимально необходимого уровня. Признается, что экономической основой функционирования транспорта России является конкуренция независимых операторов-производителей транспортных услуг и услуг транспортной инфраструктуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: