Библейский материал

Для начала отметим отсутствие каких-либо указаний на двойственность или дуализм в мыслях, действиях, намерениях и целях Иисуса. С другой стороны, есть указания на множественность Божества в целом, — напри­мер: «И сказал [единственное число] Бог: сотворим [множественное число] человека по образу Нашему [множественное число]» (Быт. 1:2б). Аналогич­ные примеры находим также в Быт. 3:22 и 11:7. Есть случаи, когда одно Лицо Троицы обращается к другому, например в Пс. 2:7 и 39:8-9, а также в молитвах Иисуса Отцу. Однако о Себе Иисус всегда говорит в единствен­ном числе. Особенно примечателен этот факт в молитве в Ин. 17, где Иисус говорит, что Он и Отец едины (Ин. 17:21-22), но не упоминает ни о какой множественности в Себе.

В Писании есть места, где говорится одновременно о Божественности Иисуса и о Его человечности, однако в них ясно указывается, что речь идет об одной Личности. К такого рода местам относятся Ин. 1:14 («И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины»); Гал. 4:4 («Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону») и 1 Тим. 3:16 («Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, пока­зал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе»). Последний стих особенно важен, так как в нем говорится как о

См. гл. 1, раздел о систематическом и философском богословии; см. также Millard J.Erickson, «The Church and Stable Motion» //Christianity Today, 12 October 1973, p. 7.


земном воплощении Иисуса, так и о Его пребывании на небесах до и после

этого.

Есть и другие места Писания, где ясно показывается, что дела Иисуса исходят не от одного только человеческого или одного только божественно­го начала, но от единой Личности. Например, Павел пишет, что искупи­тельное служение Христа объединяет иудеев и язычников, чтобы «в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, пришед, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2:16-18). Иоанн тоже пишет о служении Христа: «Если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2:1-2). Это дело Иисуса, предполагающее как человеческую Его природу (1 Ин. 4:2), так и божественную (1 Ин. 4:15; 5:5), есть дело единой Личности, представляе­мой как Сын, Которого Отец послал Спасителем миру (1 Ин. 4:14). Во всех этих текстах имеется в виду единая Личность, действия Который предпо­лагают как человеческую, так и божественную природу.

Кроме того, весьма показательны тексты, в которых Иисус называется одним из Своих титулов. Например, в некоторых случаях божественный титул используется в Писании применительно к человеческой деятельнос­ти Иисуса. Так, Павел говорит: «...которой никто из властей века сего не познал; ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1 Кор. 2:8). Он пишет также: «[Отца]...избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление кровью Его и прощение грехов» (Кол. 1:13-14). Здесь царский статус Сына Божьего связывается с искупительным подвигом Его телесного распятия и воскресения. И наоборот, титул «Сын Человеческий», который Иисус часто использовал применительно к Себе во время Своего земного служения, появляется в текстах, указывающих на Его небесный статус; например, в Ин. 3:13: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах». Другой стих того же типа: «Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?» (Ин. 6:62). Ничто ни в одном из этих текстов Писания не противоречит той точке зрения, что одна единая Личность, Иисус Христос, была как земным чело­веком, так и предвечным Божеством, Которое стало плотью. Равным обра­зом, нет никаких указаний и на то, чтобы эти две природы поочередно направляли Его деятельность1064.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: