Методический потенциал и проблемы использования в учебно-воспитательном процессе

Создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает “международная сеть” (англ. international net) стало одним из наиболее революционных достижений на пути развития информационного общества и значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире.

Методический потенциал Интернета основывается на технических и дидактических возможностях компьютера как средства обучения, существенно расширяя и умножая их. Благодаря возможности оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической), возможности сохранения и постоянного обновления информации Интернет предоставляет пользователям огромный комплекс услуг.

Перечень базовых услуг Интернета может включать в себя следующее:

- электронную почту (e-mail);

- телеконференции (use net);

- видеоконференции;

- возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички и размещение ее на Web-сервере;

- доступ к информационным ресурсам;

- справочные каталоги;

- поисковые системы;

- разговор в сети.

Электронная почта завоевала в настоящее время большую популярность в мире и стала такой же распространенной, как телефон, радио, факс или периодическая печать. Этот ресурс Интернета можно активно использовать на уроке иностранного языка. Дети, как правило, очень заинтересованы поиском друзей по переписке. Обмен письмами с носителями языка, как ни что иное, стимулирует интерес учащихся к культуре страны изучаемого языка. Использование электронной почты изменяет процесс обучения иностранным языкам и дает почувствовать вкус реального общения, возможность изучать язык не с вымышленными героями, а со своими зарубежными сверстниками, которых волнуют те же проблемы, что и российских школьников (рекомендации по организации переписки см. в разделе 2.2.).

Электронная почта помогает преодолеть временные и пространственные границы, в отличие от устного общения, в переписке по электронной почте нет разговора тет-а-тет, нет необходимости быстро давать устный ответ, а, наоборот, существует возможность обдумать ответное послание. Общение по электронной почте способствует преодолению языкового барьера и неуверенности, которые возникают при первичном контакте с иностранцами [6].

Но существуют также некоторые трудности, с которыми сталкиваются школьники в процессе общения посредством E-mail. Прежде всего, это язык. Е.С. Полат утверждает, что как бы заманчиво не звучало предложение о переписке с зарубежными сверстниками, но общение, как правило, прекращается в течение нескольких недель, особенно если речь идет о начинающих изучать язык [24]. Таким образом, более продуктивным будет общение со сверстниками из других стран, для которых выбранный язык будет тоже иностранным.

Очень эффективен метод изучения языка в тандеме. Это открытая форма изучения иностранных языков двумя партнерами с разными родными языками, изучающими язык друг друга. Позитивной стороной такого вида обучения является то, что оба партнера имеют желание изучить язык друг друга, узнать как можно больше о личности, стране партнера, а также обмениваться информацией о социальной, политической и экономической сферах общества.

Разновидностью услуг Интернета, сохранившей значение и в современных условиях внедрения более совершенных информационных сетевых программных средств, являются конференции. Е.С. Полат выделяет два вида электронных конференций, проводимых в Интернет:

- «реальные» конференции, когда пользователи общаются друг с другом непосредственно. К ним относятся теле- и видеоконференции.

- отсроченные во времени дискуссии, к ним относятся разного рода форумы. Такого рода конференции разбиты обычно на несколько подтем, объединенных одной темой.

Конференции бывают открытыми, то есть доступными для любого пользователя сети и закрытыми, доступ к которым осуществляется под контролем ведущего и для избранного контингента участников.

Посредством Интернет-конференций, можно проводить различного рода международные проекты с зарубежными школами-партнерами. Проекты могут выполняться как на уроке, так и во внеурочное время. Проектная деятельность наиболее эффективна, если её удается связать с программным материалом, значительно расширяя и углубляя знания ребят в процессе работы над проектом.

У каждой школы есть возможность создания собственной Интернет-странички, где дети могут публиковать информацию о классе, о себе, в том числе и на иностранном языке. Это очень важно для установления международных контактов: учителям и школьникам из разных стран проще будет найти друг друга.

С помощью справочных каталогов и поисковых систем в Интернете учащиеся и учителя могут найти любую необходимую информацию: о музеях и их экспонатах по всему миру; о текущих событиях в разных уголках мира и реакции людей на эти события; об экологической ситуации в разных районах мира; о национальных праздниках; статистические данные по самым разнообразным вопросам и т.п. Такая работа способствует развитию всех видов чтения. Но здесь также есть свои негативные стороны. Выходя в Интернет, учащиеся сталкиваются с огромным потоком информации, которая, конечно, должна быть отфильтрована. Информация на сайтах аутентичная, поэтому учащиеся могут столкнуться с трудностью понимания, а это, в свою очередь, может негативно сказаться на интересе детей к изучению иностранного языка. При использовании данных ресурсов очень важна роль учителя как помощника, организатора и консультанта.

На сегодняшний день существует бесчисленное множество чатов и программ для общения в Интернете. В видении Н.И. Торуновой и Е.С. Полат, иноязычный учебный чат имеет следующие достоинства: повышает мотивацию изучения иностранного языка, подготавливает к общению в условиях реальной коммуникации с носителями языка, обеспечивает возможность создания учебно-речевых ситуаций и их использования в основных видах речевой деятельности: чтении и письме, формирует и развивает навыки диалогической речи, реплицирования, микромонологического высказывания.

ZF: Как видим, набор Интернет-услуг отличается большим разнообразием, что позволяет не только эффективно решать множество частных методических задач, но и обеспечивать главное условие успешного обучения – формирование и развитие у учащихся мотивации к изучению иностранного языка. Одно только разнообразие форм работы и их нетрадиционность существенно повысят интерес к предмету

Однако, главное преимущество Интернета как средства обучения иностранным языкам не просто в создании и поддержании общей учебной мотивации, а в формировании и развитии мотивации коммуникативной, в возможности практики общения на иностранном языке. Очень важно как можно раньше дать ученику «почувствовать вкус» иноязычного общения, дать почувствовать, что он может решать коммуникативные задачи, используя даже скромный арсенал языковых средств. В этом смысле использование ресурсов сети Интернет (часто в условиях большой удаленности от страны изучаемого языка) просто незаменимо.

Важным аспектом, расширяющим методический потенциал Интернета, является также интерактивность, предполагающая создание взаимодействия на уроке. Это понятие тесно связано с понятием коммуникативности, но не тождественно ему. Интерактивность характеризуется наличием истинного сотрудничества, незаданности, где основной упор делается на развитие умений общения и групповой работы [9]. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка.

Большинство Интернет-ресурсов основано на интерактивности. Они дают возможность наблюдать и копировать использование языка, навыки, образцы поведения партнеров; извлекать новые значения проблем во время их совместного обсуждения; спонтанно, гармонично реагировать на высказывания других, выражая свои чувства и эмоции, подстраиваясь и перестраиваясь на ходу. Примерами интерактивности в Интернете являются не только чаты, форумы и видеоконференции, но и различные варианты взаимодействия с самим сайтом, с компьютером. Например, когда компьютер исправляет неверный ответ, дает рекомендации в ответ на действия ученика. Интерактивность как мощное средство развития личности становится одним из требований, предъявляемых в методике к использованию Интернета в процессе обучения иностранным языкам.

Еще одним важным преимуществом использования Интернета в качестве средства обучения является развитие самостоятельности школьников. В современном мире очень важно, чтобы человек мог самостоятельно повышать свою профессиональную компетенцию и даже переквалифицироваться, если необходимо. Образование в сфере иностранных языков призвано не только привести обучаемого к определенному уровню владения языком, но и создать у него базу для дальнейшего самостоятельного совершенствования. Умение учить иностранный язык поможет освежить в памяти забытые знания, восстановить речевые умения, повысить уровень владения языком и даже выучить любой другой язык, если возникнет такая необходимость. Для взрослого работающего человека наиболее подходящим средством для этого является Интернет, поскольку он дает возможность заниматься языком в удобное время, в индивидуальном темпе, по индивидуальной программе и без дополнительной платы.

Большой методический потенциал Интернета основывается также и на его мультимедийности. Интернет-ресурсы, разработанные для изучения иностранных языков, используют целый арсенал разнообразных средств – текстовую и графическую информацию, аудиотексты, видеосюжеты, анимацию и др. Каждая порция нового учебного материала может быть увидена, прочитана, услышана, записана, проговорена, т.е. в процессе усвоения задействуется весь комплекс анализаторов (зрительный, слуховой и т.д.). Все это позволяет осуществить комплексный подход в обучении иностранному языку.

Комплексность – один из методических принципов, в основе которого лежит идея одновременного включения в учебно-воспитательный процесс различных навыков и речевых умений, а именно, чтения, аудирования, письменной речи и говорения, с периодичной сменой приоритетности. То есть на конкретном уроке одно из умений выдвигается на первый план, а другие являются средством для его развития. Таким образом, осуществляется целенаправленная, специфическая работа по развитию одного речевого умения, и в то же время обеспечивается их слитное функционирование в процессе речевой деятельности, как это имеет место в общении на родном языке. Мультимедийные средства обучения способствуют еще большей «спаянности» речевых навыков и умений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: