Доклады

Лекции

Важнейшим методом устной пропаганды на­учных знаний в досуговых учреждениях являются лекции. Лекция – устное вы­ступление пропагандиста, квалифицированного специалиста, рассказывающего о достижениях науки, техники, литературы и искусства. Многие лекции иллюстриру­ются кинофильмами, диафильмами, звукозаписями, наглядны­ми пособиями. Это усиливает их воздействие на аудиторию. Лекторы дают советы слушателям для самостоятельной работы по изложенным вопросам, рекомендуют соответствующую ли­тературу.

Лекции по своему характеру могут быть академическими (учебными) и публичными (массовыми). Академическая лек­ция – это метод преподавания, учебной работы в учебных за­ведениях, на курсах. Эти лекции имеют постоянный состав слушателей, которые обязаны усваивать ма­териал лекции, сдавать затем зачеты, экзамены. Публичная лекция – метод вопросов и проблем науки, техники, лите­ратуры и искусства перед массовой аудиторией. Они посеща­ются добровольно. В досуговых учреждениях организуются публичные лекции. Они отличаются своей общедоступностью, сочетающейся со все­сторонним освещением темы, сравнительной краткостью (их слушает, как правило, неоднородная по составу аудито­рия).

Необходимо подчеркнуть требование гюпулярности лекции, т. е. простоты, ясности, доходчивости ее изложения. Однако стремление к популярности, доступности ни в коем случае не должно снижать се научного уровня.

Нередко лекции вызывают настолько острый интерес к от­дельным проблемам, что появляется необходимость провести по таким вопросам еще несколько лекций, консультаций. Это является одним из показателей эффективности лекционной про­паганды.

В досуговых учреждениях организуются эпизодические лекции и циклы лек­ций, эпизодические лекции, т. е. отдельные, разовые, освещают одну тему, интересующую слушателей в данное время. Цикл составлен из нескольких лекций, объединенных общей, широ­кой темой. Положительная сторона цикловых лекций и в том, что их посещает более постоянный состав слушателей.

Рекомендуется проводить не очень большие циклы лекций – от З – 5 до 7 – 8. В практике работы досуговых учреждений встречаются циклы из 10 – 12 и более лекций, но они рассчитаны на длительный срок. На циклы лекций клубы выпус­кают абонементы с указанием тематики, фамилий лекторов, ха­рактера иллюстраций (кинофильмы, диапозитивы и пр.) и ка­лендарного плана лекций.

Во многих учреждениях культуры создаются постоянно действующие лектории. Здесь регулярно проводятся эпизодические и цикловые лекции. Нередко создаются лектории сельскохо­зяйственных знаний, музыкальные лектории, а также кинолектории, в которых сочетаются выступления лекторов с показом кино­фильмов.

Организация лекционной пропаганды в досуговом учреждении зависит и от своевременного, умелого оповещения, информации населения. Для этого выпускаются хорошо оформленные афиши, плака­ты, передаются объявления по местному радио, перед киносе­ансами, на вечерах, собраниях, по месту работы и домашним адресам рассылаются именные пригласительные билеты. На афишах, в объявлениях помещают крат­кий план лекции.

Для успешного проведения лекции следует обеспечить в досуговом учреждении необходимые условия. В помещении, где проводится лекции, до начала лекции заранее подготавливается выставка по теме лекции. Это создает необходимую атмосферу для восприя­тия лекции, обеспечивая нужный психологический настрой, вни­мание и сосредоточенность слушателей. Работник досугового учреждения объявляет тему лекции, представляет лек­тора слушателям, сообщает регламент. После лекции лектор отвечает на вопросы слушателей, а организатор лекции инфор­мирует о будущих лекционных мероприятиях.

Доклады

Доклад – это устное выступление, в котором излагается об­ширный материал на определенную тему с целью выработать мнение слушателей по изложенным вопросам. Доклады проводятся по производственным, воспитательным вопросам и бывают нескольких видов: отчетные, информационные, проблемные, научные, учебные.

Между докладом и лекцией имеется существенное различие, проистекающее из разных функций, задач каждого из этих мето­дов. Лекция – это выступление специалиста, кото­рый раскрывает систему знаний. Материал лекции подлежит ус­воению слушателями, но не обсуждению. Известно, что по лекци­ям не открываются прения, не проводятся выступления в порядке обсуждения. Доклад основывается на общественно-значимых, хозяйствен­ных, научных материалах и в то же время может быть насыщен фактиче­ским материалом о жизни и деятельности данного трудового коллектива. Докладчик выступает с сообщением, в котором подводятся итоги или раскрываются задачи на будущее. Затем от­крываются прения, т. е. обсуждение материалов доклада, а пос­ле них принимается решение, резолюция, в некоторых случаях – обращение. Этим выражается определившееся общест­венное мнение. Так обстоит дело со всеми докладами, кроме информационных и агитационных. Однако и их цель –органи­зовать аудиторию, сформировать общественное мнение кол­лектива вокруг важнейших вопросов, четко сформулировать выдвигаемые перед ним задачи.

Беседы

Беседа – наиболее гибкий, оперативный и действенный ме­тод устной информации.

Первое, что обеспечивает успех беседы, – выбор темы. Толь­ко тема животрепещущая, вызывающая общую заинтересован­ность, может стать, поводом для ее проведения. При этом, учи­тывая сравнительно ограниченное время для беседы, тема долж­на быть очень конкретной, по одному важному вопросу. Самое основное в беседе – это вовлечь участников в оживленное обсуждение вопроса, чтобы прийти к общему, коллективному вы­воду. Нередко действенность беседы заметно сказывается на улучшении дел на производстве, во взаимоотношениях людей внутри коллектива.

При подготовке беседы важно подобрать наглядно-иллюст­ративные материалы (географические карты, плакаты, фотогра­фии, диафильмы). Содержание, тематика бесед могут быть раз­нообразными. На рабочих участках, по месту жительства, в досуговых учреждениях беседы проводятся на производственные, мо­рально-бытовые и этические темы.

В досуговых учреждениях, кроме организованных бесед, практикуются и клубные беседы, имеющие свои особенности. Это беседа руководителя творческого коллектива со своими участниками, с их родителями. Эти беседы, как правило, носят непринужденный харак­тер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: