Приемы стилистического анализа

К частным приемам стилистического анализа можно отнести следующие:

1) Выделение изобразительных средств языка в тексте и осознание их роли в тексте.

Поскольку сами дети редко обращают внимание на авторские слова и выражения, необходимо привлечь к ним внимание детей соответствующими вопросами, так как «умение читать -это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, его тончайшим оттенкам».(В. А. Сухомлинский):

- почему автор пишет: «...»?

- о чем говорит нам выражение «...»?

- какое выражение использует автор, чтобы...?

- какие слова помогают нам ярко представить...?

- как вы понимаете выражение «...»?

- какие мысли и чувства вызывает у вас это выражение?

- в каких словах автор показывает свое отношение к...?

- найдите сравнение, в котором наиболее ярко проявилось отношение поэта к...;

- какие слова и выражения передают настроение автора?

- найдите «слова-краски», помогающие нарисовать картину...

2) Стилистический эксперимент - это намеренная "порча" авторского слова, имеющая целью привлечь внимание детей к авторскому слову, показать его незаменимость в тексте. Это может быть пропуск или замена отдельных слов и выражений, изменение конструкции предложения.

Примеры:

а) в предложении «А Вася что было духу пустился к котенку...» (Л.Толстой «Котенок») делаем замену («А Вася подбежал к котенку...») и выясняем, что изменилось в результате этого;

б) из рассказа Л. Толстого «Какая бывает роса на траве»

убираем все авторские сравнения и смотрим, что произошло в

результате этого с текстом художественного описания («Вся красота исчезла», - говорят дети); Как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом

в) замена выразительных (звучных) слов менее звучными**

Как бы резвясь не уставая звучит все в небе голубом – как бы резвясь не уставая звучит все в небе голубом.

Дети убеждаются, что в результате такой замены мы, читатели, перестали слышать отзвук грома, его легкое, игривое перекатывание по небу.

3) Использование живой наглядности. Романовская 3. И. полагает, что живая наглядность представляет собой сближение восприятия текста с жизнью ребенка, с его эмоционально-непосредственным опытом. Актуализация ярких наглядных впечатлений ребенка делает художественное слово более понятным.

Пример: При анализе рассказа Л. Толстого «Косточка» учитель задал вопрос: «Почему автор пишет, что Ваня схватил сливу, а не взял?» Дети затрудняются ответить, так как, по их мнению, схва-1ить и взять - это одно и то же. Тогда учитель решает воспользоваться «живой наглядностью» и просит детей положить перед «собой книги.

У.: Возьмите книги (дети выполняют действие) У.: А теперь схватите книгу! (дети выполняют действие) У.: Так есть разница между словами схватить и взять? (Да!) Почему же автор использует слово «схватил», а не «взял»?

Д.: Потому что Ваня очень переживал, мучился, он знал, что нельзя брать без спросу. Со словом «схватил» нам, читателям, понятнее состояние Вани.

4) Сравнение первоначального и окончательного вариантов одного текста

Данным приемом можно воспользоваться, если учителю известны черновые редакции произведения. В результате сравнения дети пытаются обосновать внесенные писателем изменения.

Примеры:а) Под голубыми небесами. Необозримыми коврами. Великолепными

Блестя на солнце, снег лежит... (А. Пушкин «Зимнее утро») б) В первом издании рассказа В. Осеевой «Хорошее» концовка текста была такая: «Что бы мне такое хорошее сделать?» А мама и говорит: «Погуляй с сестренкой, помоги няне, напои со баку». В следующем издании автор убрала эти строчки, оставив только вопрос Юры. Как вы думаете, почему


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: