1. Методически и лингвистически грамотное введение понятие об орфографии.
Орфограмма – это верное написание которое выбирает пишущий из нескольких возможных вариантов.
Различать орфограммы детям помогает их опознавательные признаки. Место в слове, слабая позиция гласная и согл. Особые сочетания сн
Упражнения развивающие орфографическую зоркость:
1) Задание на группировку слов
А) запиши слова в 2 столбике, с орфогр и без орфограмм (ноты, вода, край, лом, гора, дуб)
2) телетайная лента, дети моделируют предложение, диктуемое учителем, и отмечают в нем орфограммы.
По тропинке пробежал котенок
По о е про е о енок.
3)фонетико-орфаграфический разбор
4)подбор слов с указанной орфограммой
5) подсчет орфограмм в тексте
2. Усвоение детьми орфографических правил и способов их примененя.
Виды правил.
1) Одновариантные – дают 1 вариант написания (жи – ши, чк - чн)
2) Двухвариантные – 2 варианта написания
Корни с чередование бер-бир, разделительный ъ и ь
3) Правила – рекомендации – большинство правил рекомендуют прием проверки для данной орфограммы.
|
|
В работе над любым правилом выделяют 3 компонента
А) раскрытие языковой сущности правила - понятие объекта его применения.
Б) работа над формулировкой правил
Синтез – анализ – синтез
В) применение правила в практике письма (пометки, алгоритмы, образцы рассуждения и т. Д.)
В организации работы над правилом необходимо учесть следующее:
1) Систематизация правил (сравнения противопоставление)
2) При решение орфографической задачи, нужно идти от звука к букве, а не наоборот.
3) Последовательность орфографической зоркости записи отражают ход рассуждения ученика в орфографической действительности. Изучение правил индуктивным путем
- анализ языкового материала
- обобщение результатов наблюдения
- работа с формулировкой правил в учебнике
3. наличие схемы орфографических функций.
Упражняется та практическая деятельность в которой постоянно автоматизируются орфография умение и действия.