Методика обучения сочинения по картине

Особенность сочинения по картине состоит том, что оно выполняется не на основе впечатлений от живой действительности, а основе восприятия и осмысления произведения изобразительного искусства. Такое сочинение строится как текст-описание, потому что содержание картины всегда статично, независимо от того, 'какое бы стремительное движение на ней бы не изображалось, это лишь его один остановленный миг" (НА. Плёикин).

Для успешной организации работы над сочинением этого вида необходимо осуществить следующие этапы: 1. Удачно выбрать картину: она должна быть подги1нным произведением искусства, быть доступной для восприятии детей. 2. Напомнить детям о лексике, которая связана со спецификой живописи: "натюрморт", "пейзаж", "портрет", "теплые и холодные цвета".колорит'. "репродукция" и др. 3. Познакомиться с жизнью и творчеством художника, найти интересный материал об истории создания картины, яркий факт, касающийся биографии художника или его творческой деятельности. 4. "Прочитать" картину:— определить тему, выделить главное и второстепенное;- попытаться войти в эмоциональный мир картины, прислушаться к себе: какие чувства вызывает эта картина у вас;- определить, какими средствами художник сумел воплотить свою идею. 5. Правильно построить беседу по картине: двигаться от темы картины к осознанию идеи произведения, т.е. пониманию того, что хотел сказать автор этой картины. 6. Построить общение детей (с учителем ц друг другом) по поводу содержания картины: продумать формулировку вопросов н их последовательность, спрогнозировать детские версии, моменты затруднения и эмоциональные пики на уроке.

Важно, чтобы на уроке написания сочинения до картине чётко выделялось два разных этапа, два разных процесса: процесс восприятия картины как произведения искусства и процесс сообщения об этой картине.

Чтобы проиллюстрировать этапы обучении сочинению данного видя, приводим методическую разработку урока развития речи в 3-м классе.

Тема: Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» (2 часа).

Общая задача: создать атмосферу эмоционального воздействия живописного полотна на детей: пробудить жажду творчества.

Цели урока: 1. Обучающая — научить писать сочинение по картине: формировать умение систематизировать материал, строить текст форме описания. предупредить речевые и грамматические ошибки; формировать навыки самоконтроля: 2. воспитывающая — воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, интерес к живописи, музыке; воспитывать самостоятельность. Творческую активность; 3. развивающая — развивать способность внимательного отношения к слову и его употреблению в устной и письменной речи, сознательного использования выразительных средств языка.

Ход урока:

1. Вступительная часть

2. Сообщение темы, целей урока

3. Первое знакомство с картиной

4. Рассматривание картины

5. Обмен впечатлениями

6. «Чтение картины»

7. Подведение итогов беседы о восприятии

8. Музыкальное оформление

9. Речевая подготовка

10. Орфографическая подготовка

11. Синтаксическая подготовка

12. Работа над сочинением

13. Проверка и сдача работ

14. Заключение

Комментарий:

Этап предварительной подготовки к написанию текста был организован как этап эмоционального погружения: пушкинские строки, сообщения об авторе эмоционально "захватывают" детей, в результате чего они готовы к восприятию произведения искусства. Этап непосредственной подготовки включал: молчаливое рассматривание картины, обмен впечатлениями по поводу увиденного на картине, анализ ('чтение") картины, предполагающий анализ того, что изображено на переднем и заднем плане, какие тона и краски использовал художник, понимание смысла автора, обсуждение структуры текста будущего сочинения (составление планов): лексическая и орфографическая подготовка. Важно, что учитель организовал на уроке два разных процесса: восприятие картины и подготовку к сообщению по картине. ЕСЛИ ЭТИ процессы не различаются учителем, то картина воспринимается детьми не как произведение искусства, а лишь как источник материала для высказывания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: