Источники римского права 2 страница

Наиболее серьезные изменения произошли в общественном устройстве Византии, которая прошла процесс эволюции от позднеантичного рабовладельческого общества к феодальному. Развитие социального устройства аналогично периодизации государственности.

В первый период(IV—середина VIIвв.) процесс разложения рабовладельческого строя в Византии носил замедленный характер, так как сдерживался довольно высоким уровнем развития товарно-денежных отношений, длительным сохранением экономических и политических позиций многочисленных византийских городов.

Господствующий класс занимал ведущие экономические и политические позиции, обладая крупной частной собственностью на землю рабовладельческого типа. В его состав входили: старая сенаторская аристократия, провинциальная знать, муниципальная верхушка городов.

Высшим являлось сословие сенаторов, которые де­лились на сиятельных, знатнейших и почтенных. Зва­ние сенатора было наследственным, но могло быть по­жалованным и императором в качестве персональной заслуги. Сенаторы освобождались от уплаты основных государствен­ных налогов, не могли быть арестованными и заточен­ными в тюрьму, осужденными без разрешения импе­ратора и согласия сената. К ним не могли применять­ся наиболее тяжкие и позорящие наказания. Наряду с привилегиями сенаторы приобретали и обязанности: они долж­ны были ежегодно подносить императору подарки, проживать в столице, не могли отказываться от выполнения государственных поручений.

Вторым по значению и масштабам предоставляемых привилегий являлось сословие куриалов, куда входили крупные чиновники. Они тоже обладали финансовы­ми и судебными привилегиями.

Мелкие земельные собственники и горожане состав­ляли плебейское сословие. Торговое и ремесленное население объединялось в цеха, обладавшие статусом юридической корпорации.

Особым сословием в Византии было духовенство. Оно освобождалось властью от некоторых государственных натуральных повинностей, но уплачивало денежные.

Свободные крестьяне жили соседскими общинами и обладали правом частной собственности на землю, уплачивали поземельную подать и несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Из них выделились колоны (крестьяне-арендаторы), которые делились на свободных и «приписных» (прикрепленных к земле). Обе категории несли повинности в пользу господина и государства.

Самыми бесправными считались рабы.

Процессы феодализации общества активизировались в VII—XVвв., что соответствует второму и третьему периоду в развитии византийской государственности.

В конце VI — первой половине VIIв. произошло арабское нашествие, сопровождавшееся массовым оседанием арабов на территории империи, что привело к гибели многих представителей господствующего класса.

Однако сохранение государственных форм собственности, общинного землевладения и огромная распространенность неограниченной частной собственности на землю серьезно замедляла формирование новой феодальной собственности и развитие эксплуатации византийского крестьянства.

В Хв. намечается тенденция к созданию феодальной сеньориальной системы: класса феодалов и класса зависимых крестьян при сохранении контроля со стороны государства.

Основные формы феодального землевладения — условные земельные пожалования в виде пронии, арифмоса утверждаются в XI—XIIвв. Прония представляла собой различные виды земельных пожалований прониару от государства на условиях несения службы, обычно на время жизни прониара или императора.

Замедленный характер развития феодальных отношений определил особенности социального состава господствующего класса византийского общества.

Охарактеризуем правовой статус населения в VII—XVвв.

Господствующий класс (привилегированные сословия) включал: высшие светские и церковные чины, местную военно-служилую знать и общинную верхушку, выделившуюся из зажиточного крестьянства. Ведущее место занимала столичная знать и высшее чиновничество, остро соперничавшие с военно-земледельческой провинциальной знатью. Господствующий класс получал условные земельные пожалования в виде пронии прониару от государства на условиях несения службы на время жизни прониара или императора.

Духовенство любого уровня в Византии не платило никаких налогов в казну, и это делало привилегии церкви весьма ощутимыми.

Сенаторское сословие подразделялось на 18 разрядов, каждый из которых относился к категории крупных землевладельцев, пользовавшихся полной имущественной правосубъектностью и свободой от налогообложения. Сенаторы имели военные отряды, систему штрафов по отношению к крепостным и параллельно замещали высшие государственные должности, составляя оплот византийской бюрократии.

Сословия динатов — «могущественных» ― обладали полным «налоговым иммунитетом», не несли никаких трудовых повинностей в пользу государства, что приближало их к двум основным высшим сословиям Византии ― сенаторам и духовенству.

Куриалы, сборщики налогов в Византии, составляли привилегированный слой общества. К ним относились члены городских курий — советов византийских городов. Невзирая на привилегию собирать налоги с податных лиц, некоторые налоги в казну куриалы и сами были обязаны платить.

Знатных и почетных горожан-судовладельцев, торговцев-ростовщиков, обладавших почетными званиями, привилегиями, ставили в ряд с высшими сословиями. С XIв. в Византии появилась прония ― условное земельное держание, предназначенное для феодала за воинскую службу. Прониары пополнили господствующий класс.

Формирование феодально-зависимого крестьянства растянулось на длительное время. В данный период выделяются прослойки:

свободных крестьян-общинников, которые платили налоги в пользу государства;

государственных крестьян, становившихся фактически крепостными, теряя свободу передвижения, выплачивая налоги: канон — поземельный налог, подушный налог, государственную хлебную ренту, налог на скот, а также налоги за выморочные и брошенные земли соседей.

В XI—XIIвв. происходит рост количества париков — частновладельческих крестьян, за счет свободных (не собственников, а держателей земли). До XIII—XIVвв. они не были прикреплены к земле, платили господину ренту в отработочной, натуральной, денежной формах.

Для Византии данного периода характерно долгое сохранение рабства. Только к XIIв. начинает стираться грань между рабами и другими категориями эксплуатируемых классов.

Замедленный характер развития феодальных отношений, длительное сохранение рабовладения составляло

Тема 4.3 Византийское право

Уникальность Византийского права заключалось в том, что в данном государстве впервые сложилась правовая система.

Первый этап развития византийского права приходился на IV—середину VIIвв.

На ранних этапах развития государства в Византии существовала своеобразная правовая система, которая выросла непосредственно из римского права, но испытала на себе влияние специфических переходных к феодализму отношений в обществе, отличавшемся большой социальной и этнической пестротой. На формирование византийской правовой системы значительное влияние оказали правовые обычаи, распространенные в восточных провинциях. Обычное право с присущим ему примитивизмом подрывало логическую стройность системы римского права, искажало ряд его институтов, но внесло в него жизненно важную струю, отразившую развитие новых общественных отношений: общинных и феодальных. Под воздействием христианства в рационалистическую схему римского права вносятся и некоторые этические конструкции. Но принципиальные основы римского права и правовой культуры не были подорваны и не подверглись коренным изменениям.

В середине VIв. была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом которой явился Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis). Эта кодификация вплоть до XIв. оставалась не только важнейшим источником действующего права Византии, но и была тем фундаментом, на котором окончательно сформировалась ее правовая система. Все законодательные акты первого этапа издавались на латыни, поэтому их знал только узкий круг лиц.

Второй этап развития византийского права приходится на VIII—XIVвв.

В VIIIв. оживляется законодательная деятельность византийских императоров и юридических школ. Начали составляться упрощенные комментарии к законодательству Юстиниана на греческом языке.

Потребности судебной практики делали необходимым переработку Свода законов Юстиниана и его изложение в краткой и понятной форме. В 726 г. (по некоторым данным ― в 741 г.) по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского была издана Эклога, содержащая «избранные законы» и явившаяся важнейшим этапом в развитии византийского права.

Эклога делилась на 18 титулов, содержащих статьи. Титулы с 1-го по 7 -й посвящались брачно-семейному праву, а с 9-го по 13-й содержали нормы договорного права. Эклога была задумана как сокращенная выборка из законодательства времен Юстиниана, но с внесением в него «исправления в духе большего человеколюбия». Реформаторская нацеленность сборника ориентирована в основном на область уголовного и процессуального права: был провозглашен принцип равенства перед судом вне зависимости от имущественного положения, введено жалованье из казны всему судебному персоналу и установлена безвозмездность суда для лиц, привлеченных к участию в судебных тяжбах. Наиболее оригинальным стал титул Эклоги о наказаниях, который занимал пятую часть всего объема и треть всего количества глав, вошедших в 18 титулов. Здесь были введены такие составы преступлений, как нарушение святости алтаря и права церковного убежища, клятвопреступление и вероотступничество, разграбление и осквернение могил, а также прелюбодеяние и другие преступления против нравственности и семьи.

В Эклога включала уточненный перечень телесных и членовредительских наказаний. Другим направлением смягчения судебных кар стало введение менее жестоких способов и процедур казни — с отказом от распятия, сожжения и т.п. В этом можно видеть благотворное влияние христианской религии. Цель наказания — возмездие и искупление вины, а также предупреждение преступлений в будущем (наказание как средство устрашения).

В период с VI по XIвв. в Византии интенсивно составлялись номоканоны ― сборники светского и канонического права.

В IXв. к власти пришла династия василевсов-иконопочитателей, Эклога была осуждена как «переработка божественного догмата божественного Юстиниана». Одновременно с осуждением нормативного акта, написанного иконоборцами, иконопочитатели составляют свой вариант переработки Свода гражданского права Юстиниана. В 879 г. был издан Прохиро, который по сравнению с Эклогой представлял собой более полный сборник законов (дополнительно было включено 17 титулов), но по юридической технике (по четкости расположения правового материала, его редакции) он уступал последней. В данном сборнике законов более подробно излагается договорное право (разрабатывается договор товарищества, устанавливается прямой запрет на проценты по займу и т. д.), вносятся некоторые изменения в семейное право (вводится предбрачный дар и т.п.).

Вскоре после составления Прохирона (между 884 и 886 гг.) издано новое руководство по праву, которое также имело целью «очищение старых законов» и облегчение пользования правом, изложенным в кодификации Юстиниана. Это руководство получило название Эпанагога (переработанное повторение). По своей структуре оно следовало за Дигестами Юстиниана, воспроизводило многие положения Прохирона, а также Эклоги. Наиболее существенными считались изменения, которые Эпанагога внесла в сферу публичного права. Также был сформулирован ряд новых положений, например, о патриаршей власти, дополняющей императорскую, о правах духовенства, которые определяли взаимоотношения православной церкви и государства и были широко использованы впоследствии в церковном праве.

Краткие своды византийского права не могли в полной мере удовлетворить потребности судебной практики, которая время от времени была вынуждена обращаться ко все более устаревающему Своду законов Юстиниана. В IXв. были завершены крупные кодификационные работы, начатые еще при Василии I, по новой переработке законодательства Юстиниана. Составленные таким образом «Василики» («Базилики»), т. е. «царские законы», призваны были заменить собой становившиеся все более труднодоступными для понимания (в том числе из-за языкового барьера) сборники права Юстиниана.

Использованный в «царских законах» огромный правовой материал расположен более компактно и последовательно, чем в Своде законов Юстиниана. «Василики» представляет собой единый законодательный памятник, включающий 60 книг, разделенных на титулы и фрагменты. Каждый титул начинался с фрагмента текста одного из римских юристов, цитируемых в Дигестах (остальные мнения, как менее авторитетные, опускались), затем следовали соответствующие дополнения из Кодекса, Институций и Новелл. Юстинианово право здесь использовалось через греческие переводы и комментарии. В «Василики» не вошли те положения из кодификации Юстиниана, которые, по мнению составителей, не имели практического значения. «Царские законы» включают в себя обширный правовой материал, относящийся прежде всего к публичному и церковному праву. Однако большая часть «Василик» посвящена вопросам частного права, в том числе правовому положению лиц. С конца XIIв. «Василики» стали единственным действующим сводом законов византийского права.

После составления «царских законов» византийское право развивалось посредством императорских законов — новелл, хрисовул (императорских грамот). В XIVв. были составлены частные юридические компиляции — «Шестикнижье» Константина Арменопуло.

Тема 5.1 Формирование феодального общества и государства у франков. Реформы К. Мартелла

С IIIв. сложился союз германских племен на северо-восточной границе Галлии, провинции Римской империи, в который входили салические франки. В результате победоносных войн они создали королевство, простиравшееся к 510 г. от среднего течения Рейна до Пиренеев. Вождь салических франков Хлодвиг (481—511) сначала являлся представителем Римской империи, а затем королем. Но титул римского императора был присвоен только Карлу Великому в VIIIв.

Государство франков миновало стадию рабовладения.

На первом этапе существует многоукладность — сочетание рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений (незавершенность процесса создания основных классов феодального общества, отпечаток старой общинной организации, учреждение племенной демократии).

В этот период формировались следующие классы:

класс феодалов;

служилая знать (со временем превращается в крупных земельных собственников);

свободные общинники-крестьяне;

полусвободные литы (или галло-римляне), неполноправные общинники, зависимые от господина, жизнь лита равнялась половине жизни вергельда свободного (100 солидов);

рабы (приравнивались к животным).

Различия между классами были не экономическими, а социально-правовыми. В первую очередь это определялось принадлежностью к королевской службе и государственному аппарату. Чем ближе к королю был человек, тем выше оценивалась его жизнь.

Понятие частной собственности еще не сложилось. Оформился аллод — отчуждаемое, переходящее по наследству землевладение свободных франков, который сложился в процессе разложения общинной собственности на землю и лежал в основе возникновения, с одной стороны, вотчинного землевладения, с другой стороны — земельного держания зависимых крестьян.

Процессы феодализации происходили в ходе завоевательных войн VI—VIIвв. и ускорялись внедрением общинных отношений франков в частнособственнические отношения галло-римлян. В руки франкских королей, служилой знати, дружинников перешла значительная часть поместий, принадлежавших завоеванному населению в Северной Галлии. Служилая знать превратилась в крупных земельных собственников. К середине VIIв. сложилась феодальная вотчина с разделением земли на господский домен и крестьянские держания, одновременно происходил рост церковного землевладения. С 511 г. король взял под контроль назначение архиепископов и посвящение мирянина в церковный сан, осуществлялось тесное переплетение церковной и светской власти.

Таким образом, в VII—VIIIв. произошел аграрный переворот, который способствовал повсеместному утверждению крупной феодальной земельной собственности и сокращению общинной. Эти процессы привели к феодальной раздробленности. Власть Меровингов ослабла. С начала VIIIв. державой франков фактически управляли Каролинги. Переходу власти к династии Каролингов способствовали реформы Карла Мартелла (715—741), который являлся майордомом, т. е. главой королевской администрации.

На втором этапе завершается формирование феодального уклада.

Стремясь усилить централизацию власти в государстве, защитить его от арабского нашествия Карл Мартелл решил создать качественно новую армию — конное феодальное ополчение, которое находилось в строгой зависимости от короля.

Конфисковав часть земель главным образом у непокорных магнатов и монастырей, он начал раздавать их слугам короля в условное пожизненное держа­ние бенефиций (пер. с лат. — благодеяние, милость). В благодарность за пользование землей бенефициарий (владелец земельного участка) был обязан являться на воинскую, а иногда на административную службу по первому требованию короля. Отказ от службы или измена королю лишали права на пожалование. Новое конное ополчение, созданное в результате реформы, смогло противостоять кавалерии арабов, которые завоевали Испанию и угрожали Франции, и одновременно использовалось для подавления восстаний крестьян.

Бенефициарий получал землю с зависимыми людьми, которые несли барщину или платили оброк. Крупные землевладельцы могли передавать свой бенефиций во владение другим феодалам на основе вассальных отношений.

Реформа привела к росту феодального землевладения и обусловленно­го этим закабаления крестьян, а также дала толчок к образованию си­стемы вассалитета — феодальной иерархической лестницы, особой си­стемы соподчиненности, согласно которой между бенефициарием (вассалом) и лицом, вручившим землю (сеньором), устанавливались договорные отноше­ния.

С ростом феодального землевладения отдельные сеньоры, крупные зе­мельные собственники, получали иммунитеты —привилегии, заключав­шиеся в обладании правами военной, судебной и финансовой власти над крестьянами, жившими на их землях. На владения феодала, получившего иммунитетную грамоту короля, не распространялось влияние государственных должностных лиц, а все право­мочия передавались самому владельцу имения.

Отношения господства и подчинения между феодалами и крестьянами строились на основе договоров:

коммендации (покровительства) — заключались между крестьянами и церковью, постепенно крестьяне теряли свободу;

прекария — договор непосредственной передачи земли, означавший возникновение условного держания земли, передаваемой во временное пользование, сопровождался возникновением тех или иных обязанностей прекариста в пользу крупного землевладельца: работать на полях господина, отдавать ему часть урожая, идти на войну вместе с графом;

самозакабаления — потеря свободы и права собственности на землю.

В VIIIв. появляется категория колонов — рабов, посаженных на землю или безземельный арендатор, а также свободных крестьян, которые вели самостоятельное хозяйство, но должны были платить подати натурой церкви или отрабатывать барщину три дня в неделю.

В IXв. на смену бенефицию приходит феод — наследственное феодальное земельное владение, пожалованное сеньором своему вассалу за службу.

Тема 5.2 Эволюция государственного строя франков

В период правления монархии Меровингов большую роль играли общинные органы управления. Хлодвиг был первым королем, который стал единоличным правителем. Церковь являлась его опорой.

В Vв. на смену родовой общине приходит территориальная община и территориальное деление на округа и сотни. Общеплеменное народное собрание было заменено смотром войск в марте («мартовские поля»), затем при Каролингах — в мае («майские поля»). На местах сотенные собрания под председательством тунгинов (судей) и рахинбургов (знатоки права, выносили приговор) выполняли судебные функции, а королевские должностные лица, графы и сацебароны — полицейские и фискальные функции.

В VI—VIIвв. власть короля становится наследственной и священной. Но король являлся, прежде всего, военным предводителем, и власть его была ограничена. В государстве франков отсутствовали эффективно действующие центральные органы, казначейство, самостоятельные королевские суды, обладавшие апелляционными функциями. Нити государственного управления сосредоточивались в руках королевских слуг:

дворцового графа, выполнявшего судебные функции, наблюдавшего за исполнением приговоров;

референдария (докладчика) — хранителя королевской печати, королевских документов;

камерария, который следил за поступлениями в королевскую казну, за сохранностью имущества дворца.

В VI—VIIвв. усиливается власть главы королевской администрации, майордома. Один из них Карл Мартелл в VIIIв.сместил последнего Меровинга. На смену Меровингов приходит династия Каролингов.

На местах усиливается власть местных крупных землевладельцев, герцогов и графов. Несмотря на реформы Карла Мартелла, власть короля оставалась слабой. Все решения король принимал с согласия Королевского совета.

Своего высшего могущества государство франков достигло при внуке Карла Мартелла — Карле Великом (742—814), ставшем коронованным римским императором в 800 г. Он являлся основателем тысячелетней империи, известной впоследствии как Священная Римская империя германской нации, которая все же не стала единым государством, так как у нее отсутствовала столица. Карл Великий обладал только частью общегосударственных полномочий: он был военачальником, осуществлявшим координацию действий центральной власти и вотчинных властей. Ему принадлежала высшая судебная власть. Он осу­ществлял ее совместно с представителями знати. Королевский совет сохранял свои функции. Карл Великий правил через рассылаемые на места королевские распоряжения.

Со временем все важные должности в государственном аппарате становятся наследственными. Местные управители получают иммунитетные грамоты. В их руках постепенно, но неуклонно сосре­доточивалась судебная власть.

В 840 г. произошел Верденский раздел державы франков между внуками Карла Великого. На территории бывшей империи образовались Франция, Германия и Италия.

Тема 5.3 Право салических франков

Источниками права франков являлись:

обычное право;

«Салическая правда» («варварская правда»);

церковное право;

королевские распоряжения, действующие по мере укрепления королевской власти.

Возникновение права у франкских племен связано с записью древнегерманских обычаев. Таким образом появились сборники записей обычного права («варварские правды»: «Салическая», «Рипуарская», «Аллеменская» и др.). Создание «Салической правды» относится к периоду правления франкского короля Хлодвига (507—511).

«Салическая правда» (450)была составлена при короле Хлодвиге и представляла собой сборник норм обычного права (руководство для судей), который не охватывал все стороны жизни, отличался неполнотой, фрагментарностью, казуальностью, бессистемностью, ритуальностью судопроизводства. Правоспособность человека определялась принадлежностью к роду, общине, большой семье. Ответственность за преступления возлагалась на общину. Изгнание из общины являлось тяжким наказанием.

«Салическая правда» составлена из конкретных судебных случаев (казусов), превратившихся в результате многократных повторений в течение длительного времени в судебные обычаи.

Судебник включал пролог, 65 титулов и эпилог. Впоследствии преемники Хлодвига увеличили его объем за счет прибавления нескольких глав в течение VI—IXвв. Преобладающая форма изложения — казуистическая, при которой отсутствуют обобщающие отвлеченные понятия, такие как «вина», «преступление» и «наказание», «умысел» или «неосторожность» и др.

«Салическая правда» охватывает уголовное право, судебный процесс, обязательства, наследование. Сборник написан на латыни, и это не исключала заимствований из римских правовых конструкций при общей неприкосновенности и сохранности обычного права. Непосредственной областью распространения действий судебника стала северная часть королевства, занятая салами-пришельцами, тогда как на юге действовал кодекс Алариха, который Хлодвиг приказал применять по делам галло-римлян.

Весь сборник заполнен в основном перечнем наказаний и штрафов за причиненный вред личности или имуществу. Гражданско-правовым отношениям посвящены только две статьи из 65 первой редакции, они регулируют порядок перехода собственности и порядок наследования (соответственно статьи 46 и 49).

Салический закон, таким образом, предстает прежде всего судебником, а нe полным сводом законов.

Тема 6.1 Вассально-сеньориальная монархия во Франции в IX―XIIIвв. Реформы Людовика IX

В период феодальной раздробленности Франция была поделена на крупные сеньории. Становление господствующего класса феодалов непосредственно связано с развитием феодальной собственности на землю и сложной системой вассальных отношений. Вес и сила феодалов определялись не столько размерами земельных владений, сколько количеством вассалов. Во Франции действовал принцип: «Вассал моего вассала — не мой вассал».

Вассальный договор заключался торжественно между сюзереном и вассалом. Главное в нем — официальное введение вассала во владение землей (инвеститура) и его клятва верности своему сюзерену (оммажу), который должен был обеспечить защиту вассала и переданной ему земли, вассал нес военную службу на сеньора. Обязанности по вассальному договору передавались по наследству. Таким образом, уже к XIв. феод, т. е. наследственное родовое земельное владение, утверждается как основная форма поземельной собственности.

Социальная структура сложилась к XIв. В XIIIв. фиксируется иерархическая структура господствующего класса, который становится замкнутым. Титулы и ранги приобретают наследственный характер, феоды превращаются в наследственные владения. Образуются следующие классы:

класс феодалов: король, герцоги и графы (пэры), сеньоры, вассалы, рыцари (шевалье);

духовенство;

класс феодально-зависимых крестьян. Большинство из них были сервами, т. е. на положении почти рабов. Вторая категория — вилланы, лично свободные держатели земли, принадлежавшей феодалу;

горожане, которые в результате борьбы добивались специальных хартий вольностей.

Государственное устройство Франции. В период сеньориальной монархии королевская власть была слабой и распространялась фактически только на территорию королевского домена. В государстве существовала экономическая и политическая децентрализация. Король избирался верхушкой светских и духовных феодалов, хотя и с соблюдением династического принципа.

В органах центрального управления дворцово-вотчинная система была совмещена с управлением, основанным на вассальных отношениях.

Дворцовую систему, как и прежде, представляли министериалы (сенешал ― глава королевского двора, коннетабль, королевский казначей, канцлер).

Управление, основанное на вассальных отношениях, осуществлялось в виде съезда крупнейших феодалов страны, называемого Королевской курией или Великим советом.

Местное управление характеризуется тем, что власть короля признава­лась только в его собственном домене, а в земельных владениях круп­ных феодалов были свои системы местного управления.

Важную роль в повышении авторитета королевской власти сыграли реформы Людовика IX (1180—1223).

Он провел военную реформу, в результате которой была создана армия, состоявшая из наемников. Это позволило королю меньше зависеть от феодального ополчения. Людовик IX запретил частные войны в королевском домене, на остальной территории ввел 40 дней короля, в течение которых феодалам запрещалось начинать военные действия. В этот срок стороны могли обратиться в суд короля для мирного разрешения конфликта. При Людовике IX из Королевской курии выделились специализированные центральные ведомства: малый королевский двор с совещательными полномочиями, счетная палата, ведавшая финансами. На территории королевского домена находилась в обращении единая королевская монета, которая на остальной части страны постепенно вытеснила все остальные деньги.

В 1260 г. на базе Королевской курии создается специальный судебный орган — парламент, который собирался четыре раза в год и стал высшим судом во Франции.

Все эти изменения привели к возникновению сословно-представительной монархии.

Тема 6.2 Сословно-представительная монархия (XIV—XVвв.)

В этот период во Франции происходит рост товарно-денежных отношений, а также городов и политической активности городского населения. Это вызвало перестройку традиционного феодального хозяйства, форм эксплуатации крестьянства. Исчезает серваж. Основную массу крестьянства составляют цензитарии, которые платят ценз, денежную ренту сеньору. Происходят изменения и в классе феодалов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: