Источники римского права 12 страница

Развод в 1816 г. был отменен, но в 1884 г. восстановлен в новом виде и рассматривался как санкция за виновное поведение супруга. Перемены во взаимоотношениях родителей и детей выразились в значительном ос­лаблении отцовской власти и расширении прав детей и прав матери.

В соответствии с Кодексом разрешалось наследование по закону и по завещанию. Однако заве­щательная свободабыла ограничена и поставлена в зависимость от того, оставил наследодатель детей или нет. При одном ребенке можно было распоряжаться по завещанию половиной имущества, при двух детях — одной третью имущества. Если детей не было, но имелись родствен­ники, восходящие по одной линии, то завещатель распоряжался тремя четвертями имущества, а если оставались родственники, восходящие по обеим линиям, — половиной имущества.

Имущество, свободное от завещательного распоряжения наследовалось по закону. Право наследования имели родственники до двенадцатой сте­пени. Ближайшая степень родства исключала последующую. При отсутствии родственников с правами наследования имущество переходило к пере­жившему супругу. Только в 1917 г. круг наследников был ограничен шестой сте­пенью родства.

При рассмотрении общей характеристики Кодекса следует выделить три фактора, определивших его содержание:

1) действие преемственности (рецепции римского права, закреплены классические принципы, право приобрело универсальные черты);

2) выражение относительно раннего состояния нового права (отсутствие понятия юридического лица, неравное правовое положение мужчины и женщины, работника и работодателя, неразвитость регламентации трудовых отношений). Однако Кодекс отразил требования новой эпохи, закрепил достижения революции.

С изменениями и дополнениями ГК Наполеона является действующим кодексом Франции.

Тема 15.4 Германское гражданское уложение (ГГУ)

В конце XIXв. группа континентальных правовых систем пополнилась еще одной круп­ной кодификацией.

Гражданский кодекс 1896 г. стал первой в истории Германии единой кодификацией гражданского права. Здесь дольше, чем в других странах, существовала правовая раз­дробленность. Объединение Германии в 1871 г. не повлекло за собой автоматически создания единой правовой системы. Это объясняется особенностями социально-экономического и по­литического развития страны. Низкий уровень торгового оборота, невысокая интенсивность экономических связей между отдельными частями Германии являлись причиной того, что не только юнкерство, но и некоторые группы буржуазии были не удовлетворены старым законодательством. Отдельные германские государства, стремив­шиеся сохранить в более широком объеме свою авто­номию, тоже высказывались против создания общегерманского права. Вместе с тем широкие буржуазные слои испытывали по­требность в едином для всего государства и современном по сво­ему содержанию законодательстве. Наряду с буржуазией наиболее прогрессивные юристы выступали за создание единого Граждан­ского кодекса. Из-за отсутствия общего мнения по этому вопросу его разработка растянулась на долгие годы.

В 1873 г. был издан Закон об установлении компетенции импе­рии в области разработки единого гражданского права, а в 1874 г. бундесрат назначил комиссию из судебных чиновников и теоретиков права для составления кодекса. Созданный проект, опубликованный в 1887 г., подвергнули резкой критике, и после длительного об­суждения в печати было признано невозможным представить его на законодательное обсуждение. Причина неудачи заключалась в том, что в основе проекта лежало старое общее право, не соот­ветствующее новым социально-экономическим отношениям.

В декабре 1890 г. была создана новая комиссия, в состав ко­торой входили адвокаты, представители политических партий, промышленники. Данная комиссия закончила свою работу к 1895 г. Второй проект рассматривался в рейхстаге, бундесрате, в него внесли некоторые изменения и 18 августа 1896 г. утвердили. Новое уложение вступило в законную силу 1 января 1900 г., поскольку отдельным государствам, входившим в состав Германии, было нужно время для приведения своего за­конодательства в соответствие с ним.

Германское гражданское уложение в значительной степени ба­зируется на римском праве и в то же время содержит положения германского права, а также выработанные юристами на рубеже XVIII и XIXвв. новые правила, способствующие развитию буржу­азных отношений.

Уложение построено по пандектной системе, в соответствии с которой общие для всех институтов нормы со­держатся в общей части (первой книге). Кроме того, оно содержит еще четыре книги: вторая книга посвящена обязательст­венным отношениям, третья — вещному праву, четвертая — се­мейному праву и пятая — наследственному.

Одновременно с уложением был издан закон о введении его в действие, в котором содержались правила о времени вступления в силу Германского гражданского уложения, нормы международно­го частного права, положения о взаимоотношении уложения с нормами старого имперского законодательства.

В качестве субъектов гражданских правоотношений уложение признает физических и юридических лиц. Правоспособность физических лиц основывалась на принципе юридического равенства. Совершеннолетие наступало с 21 года. В возрасте от 7 лет до 21 года уложение устанавливало различные степени ограничения дееспособности.

Германское гражданское уложение выделяет два вида юридических лиц:

ферейны (общества, союзы), под которыми понимаются союзы лиц, с которыми входящие в их состав лица связаны членскими правами и обязанностями. Они могут быть либо хозяйственными (преследующими цели извлечения прибыли), либо нехозяйственными (преследующими культурные, научные и подобные им цели);

учреждения, которые образуются в силу волеизъявлений частных лиц, выделяющих для достижения определенной цели известное имущество.

Уложение косвенно определяло содержание правоспособности юридических лиц.

Все вещи делились на земельные участки и движимое, недвижимое имущество.

Германское Гражданское Уложениеназывало ряд вещных прав:

право собственности, владения, пользования чужими вещами (земельные и личные сервитуты, узуфрукт, право застройки);

право на получение известной ценности из чужой вещи (залог движимости, ипотека недви­жимости и др.);

право на приобретение какой-либо вещи (право пре­имущественной покупки, право охоты, рыбной ловли).

Основным вещным правом является право собственности. Уложение раскрывало его содержание как обращение с вещью по своему усмотрению и исключая других от всякого воздействия на нее. Таким образом подчеркивалась свобода частной собственности. Вместе с тем уложение содержало ограничение прав собственника.

Наиболее распространенным способом возникновения обязательствен­ных правоотношений является договор.

Уложение не дает определения договора, однако можно выделить его существенные черты:

договор понимается как юридическая связь, установленная между не­сколькими лицами;

содержанием договора может быть как положительное действие, так и воздержание от такового.

Договорные отношения по уложению строятся на принципе свободы договора. Предоставляя частным лицам свободу по установлению дого­ворных обязательств, уложение устанавливаетусловия действитель­ности:

соответствие договора законам;

дееспособность лиц, заключающих сделку.

В качестве основания возникновения обязательств уложение при­знает деликты. По общему правилу ответственность несет лицо, виновное в причине­нии вреда. Уложение не признает имущественного возмещения неимущественного вреда.

По данному законодательному акту единственная законной форма брака— гражданский брак.

Брачный возраст установлен для женщин — 16 лет, для мужчин — 21 год. Кроме достижения брачной правоспособности, необходимым условием вступления в брак является наличие обоюдного согласия на брак. Для несовершеннолетних требуется согласие родителей. Препятствиями для действительности брака могут служить:

близкое родство;

нерасторжение первого брака;

женщине не разрешалось вступать в новый брак в течение 300 дней со дня прекращения предыдущего.

Имущественные отношения супругов определялись брачным договором. Если стороны своим брачным договором не установили иного режима, сохранялась раздельность права собственности на имущество супругов. Взаимоотношения между детьми и родителями строялись на принципе осуществления родительской власти отцом. Родительская власть пере­ходит к матери лишь после смерти отца или лишения его родительской власти.

При наследовании по закону уложение закрепляло систему линий (парантелл), представляющих собой группу родственников, происходящих от общего предка. Первую линию составляли нисходящие наслед­ники, вторую линию — родители и их нисходящие родственники, третью — дед и бабка и их нисходящие родственники и т. д. Особое поло­жение занимал переживший супруг. При наличии наследников первых двух линий, а также деда и бабки ему предоставлялось право собствен­ности только на часть наследства умершего, если же родственников первой и второй линии, деда или бабки нет, то к пережившему супругу переходило все наследство.

При наследовании по завещанию уложение исходит из принципа свободы завещаний. В целях охраны интересов законных наследников устанавливались не­которые ограничения завещательной свободы. Таким ограничением была обязательная доля.

Отличительными чертами германского гражданского уложения являются: 1) отсутствие общих юридических определений; 2) наличие очень подробных параграфов, имеющих описательный характер и содержащих множество специаль­ных юридических терминов; 3) присутствие так называемых «каучуковых» параграфов, ссылающихся на такие понятия, как «добрая со­весть», «добрые нравы», имеющих моральное, а не правовое со­держание.

По содержанию уложение верно отражало свое время, являясь буржуазным по своей сущности кодексом, утверждающим более высокий уровень развития капиталистических отношений, нежели Кодекс Наполеона. Однако ряд статей уложения являлись результатом компромисса между буржуазией и юнкерством и защи­щали интересы последнего.

Тема 15.5 Трудовое и социальное законодательство Германии (1806—1919)

Основная тенденция развития германского права в конце XIXв. на­шла выражение в его постепенной «социализации», что во многом объяснялось активной позицией социал-демократов в рейхстаге. В 70-х гг. XIXв. в Германии начинает формироваться особый комплекс норм, регулирующих заключе­ние соглашений между предпринимателями и наемными ра­бочими по поводу определения рабочего времени и условий оплаты труда (тарифных соглашений), ко­торые впоследствии вместе с другими нормами способство­вали созданию новой отрасли права, получившей название «трудовое право».

Первое тарифное соглашение было заключено в Гер­мании еще в 1873 г. Его активными участниками стали профсоюзы, впервые лега­лизованные Промышленным уставом 1869 г. Северо-Германского союза. Наряду с принципом свободы предпринима­тельства этот документ закрепил свободу промышленных объ­единений.

Наиболее активными являлись свободные профсоюзы, созданные под руководством социал-демократов, наиболь­шее распространение получившие после отмены в 1890 г. Исключительного закона против социалистов. Находящие­ся под влиянием классовой теории К. Мар­кса, отрицавшей возможность какого-либо компромисса между «трудом и капиталом», «свободные профсоюзы» дол­гое время выступали против заключения соглашений с пред­принимателями и лишь с 1899 г. стали рассматривать их как одно из средств проведения в жизнь интересов рабо­чих.

Образование в 1918 г. Веймарской республики ознаме­новало собой начало нового этапа в становлении трудового права Германии. В центре внимания германского законода­тельства в этой сфере по-прежнему оставался вопрос о та­рифных соглашениях, основывавшихся в этот период на принципе тарифной автономии. Отныне все условия орга­низации и оплаты труда должны были устанавливаться путем заключения соответствующих коллективных согла­шений между объединениями предпринимателей и проф­союзами. Возникший таким образом тарифный договор выступал в качестве единственного правового акта, регули­рующего взаимоотношения между владельцем предприятия и рабочими.

Нормативный характер тарифных соглашений был за­креплен путем принятия в 1918 г. специального постановле­ния о тарифном договоре. Однако принцип тарифной авто­номии остался нетронутым, поскольку сохранялось ведом­ственное рассмотрение трудовых споров, все больше при­обретавшее черты принудительного примирения сторон. Процедура рассмотрения трудовых споров была регламен­тирована постановлением от 30 октября 1923 г., согласно которому все трудовые споры должны были рассматриваться созданными на паритетных началах комиссиями, во главе которых стоял не принадлежащий ни к одной из сторон независимый председатель. Функции последнего обычно выполняло соответствующее должностное лицо. Поскольку представители работодателя и трудового коллектива часто не могли прийти к согласию, решение принималось предсе­дателем комиссии единолично. Особенно активно подобная практика стала применяться в последние годы Веймарской республики. В этот период на смену принципа тарифной автономии приходит законодательное нормирование опла­ты труда, наиболее ярко проявившееся в период фашист­ской диктатуры.

Первым германским социальным законом стал Закон о материальной ответственности 1871 г., который установил особую ответственность владельцев железнодорожных пред­приятий за произошедшие несчастные случаи с ра­ботниками, занятыми на строительстве и обслуживании железнодорожных путей и составов. Обязанность работодателя возместить ущерб в данных ситуациях не зависела от вины.

Рассмотрение германским законодателем железной до­роги в качестве источника повышенной опасности и уста­новление особой ответственности предпринимателей в этой сфере привело к утверждению идеи обязательного страхо­вания рабочих от несчастных случаев, что позволило бы несколько улучшить положение владельцев железнодорож­ных предприятий.

В 80-х гг. XIXв. в Германии, как уже отмечалось, при­нимается целый ряд законов о социальном страховании: Закон о медицинском страховании рабо­чих (1883); Закон о страховании от несчастных случаев (1884); Закон о страховании на случай инвалидности и старости (1889). Данные законы заложили основу для создания в Германии вы­сокоэффективного социального законодательства и разви­той системы страховых организаций в XX в.

Знаменательной вехой в процессе становления герман­ского страхового права стало принятие в 1911 г. постановле­ния об имперском (государственном) страховании, впослед­ствии получившего название Социального кодекса. Это по­становление было очень значительным по объему и состоя­ло из шести книг, объединивших все действующие в то время в Германии социально-правовые нормы. В частности, в Социальный кодекс вошел принятый в том же году Закон о пенсион­ном страховании служащих.

Тенденция постепенного уравнения в правах рабочих и служащих в социальной сфере продолжала оставаться ос­новным направлением развития социального законодатель­ства Германии и после второй мировой войны. Затем было введено обязательное социальное страхование для лиц различных профессий: мелких произ­водителей, врачей, сельскохозяйственных работников и др., которое привело к созданию разветвленной сети страховых ор­ганизаций по всей стране.

Тема 16.1 Государство и право Японии. Реставрация Мейдзи (буржуазная революция) в Японии 1868 г.

В середине XIXв. в Японии господствовали феодальные отношения. Процесс развития страны был заторможен политикой «самоизоляции».

Причины революции-реставрации. Большая часть земли находилась в собственности крупных феодалов князей (дайме). В условиях массового разорения крестьян (отдавали князьям больше половины урожая) в стране в 30-е гг. XIXв. увеличилось число крестьянских восстаний (1832 г. — серия антибакуфских выступлений; 1837 г. — восстание в г. Осака).

В 1853 г. Япония заключила с США торговый договор, лишавший Японию таможенной автономии. Этот договор был заключен под угрозой применения силы со стороны США. Подобные неравноправные договоры были подписаны Японией и с другими европейскими державами. Существовала реальная угроза превращения страны в полуколонию.

Главные движущие силы. Такое положение не устраивало основные социальные слои японского общества: крестьянство, торгово-промышленную буржуазию и самурайскую интеллигенцию. Ослаблением могущества сёгунов воспользовались князья южных районов страны.

Национально-патриотическим символом антииностранного и антисёгунского движения стал император, а центром притяжения всех мятежных сил страны — императорский дворец в Киото.

Особенностью средневекового японского государства являлось то, что его официальным главой был император, но фактически он сохранял лишь религиозно-ритуальные функции, а реальная власть, начиная с XIIв. находилась в руках сёгуна (полководца), который обладал широкими и бесконтрольными полномочиями и препятствовал проведению буржуазных реформ.

Буржуазная революция в Японии имела некоторые особенности:

1. Так как промышленная буржуазия еще только зарождалась и не сложилась в самостоятельную политическую силу, то во главе движения оказалось низшее самурайство и князья южных районов страны.

2. Раздробленность и недостаточная организованность крестьянского движения, относительная слабость буржуазии обусловили незавершенный характер этой революции.

3. Буддизму — религии сёгуна — противопоставляется древняя религия японцев синто, обожествляющая императора.

Непосредственный повод. В октябре 1867 г. представители движения потребовали у сёгуна передачи власти 15-летнему императору Муцухито. В ответ сёгун пытался подавить движение военной силой, но в январе 1868 г. потерпел поражение. Власть перешла в руки князей и самураев — сторонников императора. Было официально объявлено о восстановлении (реставрации) императорской власти. В обращении император провозгласил, что будет создано широкое собрание, и все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением. Мэйдзи означает «просвещенное правление» — официальное наименование годов правления японского императора Муцухито (1868—1912).

Итоги и значение. Большинство исследователей считают, что это было не просто восстановление (реставрация) монархии, а по сути, по своим результатам, она являлась антифеодальной революцией, после которой страна вступила на буржуазный путь развития, так как была ликвидирована феодальная система и образовалось централизованное буржуазно-помещичье государство, проведены буржуазные экономические и политические реформы.

Реформы в сфере экономических отношений. В 1872—1873 гг. была проведена аграрная реформа, по которой:

установлено право частной собственности на землю. Все владельцы земли становились ее собственниками: земля закреплялась за теми, кто ею реально владел к моменту реформы, т. е. за зажиточными крестьянами. Подавляющая же часть крестьян получила ничтожные земельные наделы. Как правило, они становились арендаторами, батраками или направлялись в города на поиски заработка;

введен единый поземельный налог, заменивший многочисленные феодальные подати. Зажиточные крестьяне и новые помещики, получив землю, освобождались от земельной ренты в пользу князей. Были отменены барщина и оброк, введен денежный налог в размере 3% от цены земли, выплачиваемый государству;

закрылись все внутренние таможни;

вводились единые для всей страны единицы измерения;

началось строительство железных дорог;

провозглашены буржуазные свободы: свобода купли-продажи земли, выбора профессии.

Реформы в социально-политической сфере. Основными положениями реформ были:

учреждение трех сословий, в состав которых вошли бывшие князья и придворная аристократия, дворянство, сословие простого народа, к которому относилась и торгово-промышленная буржуазия;

введение формального равенства всех сословий перед законом;

аннулирование неравноправных международных договоров;

реорганизация армии по германскому образцу, а флота — по английскому, введение всеобщей воинской повинности.

В 1878 г. был принят Закон о всеобщей воинской повинности. Его введение стало прямым следствием, во-первых, роспуска самурайских формирований; во-вторых, провозглашения в 1871 г. «равенства всех сословий». Хотя армия Японии создавалась по европейскому образцу, ее идеологическую основу составляла средневековая самурайская мораль с культом императора — «живого бога», патернализмом («офицер — отец солдат»).

«Равенство сословий» не шло дальше военных целей, разрешения смешанных браков, а также формального уравнения в правах с остальным населением касты отверженных («эта»).

Воинская повинность не стала всеобщей, от нее можно было откупиться. От воинской повинности освобождались чиновники, студенты (в основном дети из состоятельных семей), крупные налогоплательщики.

В 1871 г. было введено свободное передвижение по стране, а также свободный выбор профессиональной деятельности. Самураям, в частности, разрешалось заниматься торговлей и ремеслом.

Заимствование чужеродных достижений культуры носило исключительно утилитарно-практический характер и не затрагивало духовных основ японского общества.

В 1868 г. был принят указ о единстве отправления ритуала и управления государством: политические проблемы государства становились содержанием религиозных обрядов, ритуалов.

Реформы в сфере государственного управления. Основными положениями данных реформ были:

ликвидация княжеств, создание префектуры: вместо старых границ феодальных княжеств установлено новое административно-территориальное деление по губерниям;

учреждение министерства по отдельным отраслям управления;

создан кабинет министров при императоре в качестве высшего органа исполнительно-распорядительной власти;

проводение назначения на должности по конкурсной системе.

· Тема 16.2 Конституция 1889 г. и конституционные законы

В императорское правительство Японии в 1868 г. вошли даймё и самураи Юго-Западных княжеств, сыгравшие важную роль в свержении сёгуна. Правящий блок не являлся буржуазным, но был тесно связан с финансово-ростовщической буржуазией и втянут в предпринимательскую деятельность.

В 70—80-х гг. усиливаются оппозиционные настроения среди торгово-промышленной буржуазии, самурайских кругов, выступающих против засилья в государственном аппарате приближенной к императору знати. Оппозиция требует снижения налогов, гарантий предпринимательской деятельности, участия в местном управлении, а самое главное — принятия Конституции.

В 1881 г. император издает Указ о введении с 1890 г. парламентского правления. В преддверии конституционных реформ происходит значительная перестройка всей политической системы страны. Буржуазно-либеральная оппозиция организационно оформляется в политические партии. В 1881 г. была создана Либеральная партия (Дзиюто), которая представляла интересы помещиков, средних городских слоев и сельской буржуазии. К ним примыкали и умеренно настроенная часть крестьянства, мелкие собственники. Партия конституционных реформ (Кайсинто), в которую вошли представители средних слоев, буржуазии, интеллигенции, созданная в 1882 г., стала другой умеренной партией оппозиции. На требования оппозиции правительство отвечает созданием Конституционно-императорской партии (Мэйсэйто), деятельность которой была направлена на то, чтобы ограничить будущие конституционные реформы угодными ему рамками.

Законом 1884 г. в Японии на европейский манер вводились новые титулы знатности, которым было предоставлено впоследствии право формировать верхнюю палату японского парламента. В 1886 г. в качестве совещательного органа при императоре создается Тайный совет. В 1888 г. осуществляется новая административная реформа. В каждой префектуре создаются выборные органы управления, обладающие совещательными функциями, которые находятся под строгим контролем министерства внутренних дел. В 1887 г. Закон об охране порядка закрепил под страхом суровых наказаний создание тайных обществ, созыв нелегальных собраний, издание нелегальной литературы.

Во исполнение обещания император «даровал» в 1889 г. своим подданным Конституцию, отменить или изменить которую мог только он сам. Ее гарантировала только торжественная клятва императора. С принятием Конституции Япония преобразовалась в конституционную монархию. Однако императорская и правительственная власти занимали в ней преобладающее место.

Император обладал полнотой государственной власти, которую в делах законодательства ограничивало народное представительство, а в управлении — самостоятельный статус правительства. Он считался главой государства, его особа была священной и неприкосновенной. За императором сохранялись значительные законодательные полномочия: 1) издание законов при согласии парламента, наложение законодательного вето на решения парламента; 2) утверждение и обнародование законов; 3) издание законодательных постановлений во время роспуска парламента или перерывов в его работе, а также актов «для предотвращения народных бедствий». Только по императорскому представлению могла пересматриваться Конституция. Император созывал и распускал парламент. Исполнительная власть юридически оставалась за монархом: он издавал исполнительные распоряжения, организовывал администрацию, начальствовал армией и флотом, жаловал титулы, объявлял военное и осадное положение. Внешнеполитическая сфера также полностью осталась в руках монархии: император единолично утверждал международные договоры, заключал мир, объявлял войну. Емуже принадлежали и верховные судебные полномочия как главе государства: право амнистии и помилования.

Отдельная глава Конституции посвящалась правам и обязанностям подданных, которые обязывались платить налоги и служить в армии (в возрасте старше 20 лет). Равенство гарантировалось только в отношении доступа к должностям. Закреплялись свобода передвижения, личная неприкосновенность, право на судебное разбирательство, неприкосновенность жилища, писем, собственности. Эти свободы не были абсолютными.

Из политических свобод гарантировались свобода вероисповедания, слова, печати, собраний и союзов, петиции. Однако все эти свободы не касались общего статуса императора и его прав, а также военных уставов. Конституционная доктрина предполагала безусловное предпочтение национальных и государственных интересов гражданским правам и свободе.

Парламент « коккай» был двухпалатным. Конституция предусмотрела только общие принципы его организации и главные полномочия. Верхняя — Палата пэров — формировалась из членов императорского дома, титулованной знати, а также из лиц, назначенных монархом (если в возрасте старше 30 лет, то пожизненно) и выбранных от земельных собственников по городам и префектурам на 7 лет. Количественно состав палаты не был регламентирован (в начале XXв. он достигал 400 чел.) Нижняя — Палата представителей — избиралась населением. Порядок формирования палаты и ее организацию предусматривали только специальные законы.

Согласно Закону о выборах (1889) избирательным правом пользовались мужчины старше 25 лет, которые платили налог с имущества, свыше 15йен в год (таких в стране было около 460 тыс. чел.). Существовали и другие ограничения для военнослужащих, студентов, проживающих на месте не менее полутора лет. Выборы проводились по многомандатным и одномандатным округам (на 130 тыс. чел. — 1 депутат, всего 109 округов).

Обе палаты и правительство наделялись правом законодательной инициативы. Законопроекты обсуждались палатами раздельно и утверждались абсолютным большинством. Введение нового налога было возможно только на основании закона. Согласие парламента требовалось на заключение государственного займа или принятие каких-либо иных финансовых обязательств, если это дополнительно обременяло государственный бюджет. Парламент утверждал ежегодный бюджет. Если он отказывался его утверждать, то правительство могло применить бюджет предшествовавшего года.

Парламентский контроль выражался только в праве запроса правительству не менее чем 30 депутатами, при этом министры могли уклоняться от ответа на запрос, отнесенный к разряду «секретных».

Конституция практически не касалась организации и полномочий правительства, только упоминала существование министров императора и особого органа — Тайного совета, где выносились политические рекомендации. Между тем реально правительство и центральная администрация Японии стали в конце XIXв. преобладающими государственными институтами.

Правительственные полномочия вручались кабинету министров, состоящему из десяти человек. Император назначал главу исполнительной власти — министра-президента, а по его представлению — остальных министров. Особое привилегированное положение в государственном аппарате заняли такие органы как Тайный совет (создан в 1886—1888 г.), Генро (совет старейшин), Министерство двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора, а также командующей армией. Тайный совет был совещательным органом по политическим вопросам, связанным с толкованием конституции, законов, важнейших указов и т. д. Внеконституционным органом власти являлся Генро (совет старейшин), оказывавший решающее влияние на политику страны в течение полувека, состоял из пожизненно занимающих свои места представителей знати бывших Юго-Западных княжеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: