Лекция №19. СМИ Европы в 1986-2006гг

СМИ Европы на современном этапе обладают рядом сходных признаков, однако это не означает, что они не имеют национальной специфики. Традиционно, говоря о Европе, имеют в виду ведущие державы, обозначившие себя на мировом рынке и политической арене. Это прежде всего Великобритания, Франция и Германия.

ФРАНЦИЯ. Серьезную конкуренцию многим изданиям составили появившиеся в последние десятилетия многочисленные бесплатные газеты, содержащие как журналистские материалы, информацию агенств, так и рекламу, особенно в области трудоустройства. Ныне парижские газеты издаются и распространяются преимущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и местным изданиям. Выделяют следующие крупные категории периодической печати во Франции: пресса общей или политической направленности; специализированная периодика; экономическая пресса; иллюстрированные еженедельники, например, "Пари матч"; печать документа и статистики.

Франция занимает лидирующее место по уровню развития журнальной периодики (1350 экз. на 1 тыс. человек). Французская печать находится под контролем нескольких монополистических групп. Самая крупная - группа АШЕТТ.

Германия. Современные средства массовой информации представляют собой классический пример западноевропейской печати. Согласно официальной статистике, сегодня в Германии имеется 384 издательства, выпускающих 423 ежедневных газеты общим тиражом в 25.3 млн.экз. Характерная особенность СМИ Германии - большое количество местных и региональных газет, что объясняется многовековой раздробленностью Германии. Согласно официальной статистике, 81% населения страны читает газеты, и на семью приходится по 1.6 изданий. Большой популярностью пользуются надрегиональные еженедельники. Всего их семь. Лидирует "Ди цайт" (тираж 477 тыс.экз.). Далее места по тиражам распределяются следующим образом: "Байерн-курир" (157 тыс.), "Райнишер Меркур" (108 тыс.), восточная "Вохенпост" (103 тыс.), "Ди вохе" (108 тыс.), "Дойчес альгемайне зонтагсблатт" (80 тыс.). К крупнейшим информационным магнатам принадлежат владельцы трёх концернов, входившие в число 500 самых богатых предпринимателей Германии. Это концерны Бертельсмана, Шпрингера и Бурды.

В этой стране существует так называемая "дуальная система" теле- и радиовещания, что означает наличие общественно-правового и частного телевидения и радио, функционирующего с середины 80-х гг. В 2004 г. в стране насчитывалось 39 млн. радио- и 58 млн. телеприёмников.

Понятие общественно-правового ТВ и РВ не идентично определению "общественного", принятого в России. Во-первых, оно создано на государственной базе и контролируется общественными советами, во-вторых, по большей части финансируется оно за счёт поступлений из налогов, в-третьих, у него более сдержанная национально ориентированная программная политика. В Германии существует более 500 информационных агенств, которые занимаются сбором общественно-политической информации. Самое крупное - ДПА ("Дойче прессе агентур"), созданное в 1949 г.

Сегодня в Великобритании в сфере СМИ на смену "национальному империализму" пришел наднационально-корпоративный. Британские газеты издаются и рассылаются во многие ведущие финансовые столицы мира. Например, "Файнэншл таймс" рассылается во все страны мира. Это касается и других британских газет. В Великобритании, как и во всем мире, идет процесс слияния (конгломерации) СМИ. Р.Мэрдок одним из первых взял под контроль спутниковое телевидение "Би-скай-би". Группа "Пирсон" ("Файнэншл таймс", "Экономист") полностью контролирует компанию "Темз телевижн", имеет крупные вложения в спутниковые, кабельные телевизионные каналы, является совладельцем 5-го канала коммерческого телевидения ("Ай-ти-ви). То же самое сделали и другие газетные группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: