Понятие и содержание экономической и валютной политики Европейского Союза

Экономическая и валютная политика была предметом длительной дискуссии во время работы Конвента и конференции правительств стран-членов ЕС. Найденный консенсус дал возможность Союзу усилить координацию его экономической политики. Те его страны, чьей валютой является евро, получат больше автономии при решении касающихся их вопросов без участия других стран в голосовании. Указанные вопросы были рассмотрены в Лиссабонском договоре, а после его вступления в силу были включены в Договор о функционировании Европейского Союза (далее ДФЕС), который фактически является новой редакцией Договора 1957 г. (Договор, учреждающий Европейское сообщество).

В ст.119 Договора о функционировании Европейского Союза (ДФС) говорится, что деятельность государств-членов включает в себя на условиях, предусмотренных Договорами, установление экономической политики, которая основана на тесной координации экономической политики государств-членов, на внутреннем рынке и на определении общих целей, и которая проводится при соблюдении принципа открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией.

Одновременно с этим, согласно условиям и процедурам, предусмотренным Договорами, такая деятельность включает в себя единую денежную единицу – евро, а также определение и проведение единой денежной политики и единой политики валютных курсов, главной целью которых является поддержание стабильности цен и, без ущерба для этой цели, оказание поддержки общей экономической политике в Союзе в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией.

Подобная деятельность государств-членов и Союза предполагает соблюдение следующих руководящих принципов: стабильные цены, здоровые публичные финансы и условия денежного обращения, стабильный платежный баланс.

Согласно статьям 119-122 ДФЕС экономическая политика ЕС направлена на тесную координацию ее в странах-членах Союза, их внутреннего рынка и установление общих целей. В свою очередь страны-члены ЕС при осуществлении своей экономической политики должны содействовать достижению общих целей Союза. Речь идет при этом о согласовании их экономической политики с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией. В ходе реализации экономической политики ЕС

- Европейская комиссия может передавать свое мнение непосредственно той стране-члену ЕС, экономическая политика которой не соответствует основным признакам общей политики ЕС или несет опасность надлежащему функционированию экономического и валютного союза (а не Евросовету, который принимает решение);

- когда Евросовет высказывает в адрес какой-либо страны-члена ЕС свое мнение по определенному вопросу, то эта страна не принимает участие в голосовании по нему.

Ст. 126 ДФЕС гласит, что при чрезмерном дефиците национального бюджета предусматриваются действия:

- если Еврокомиссия имеет мнение, что в стране-члене ЕС существует чрезмерный дефицит ее бюджета или он мог бы появиться, то это мнение непосредственно доводится до этой страны (а не через Евросовет);

- роль Еврокомиссии усиливается также и при решении по поводу чрезмерного дефицита, а именно, Евросовет, получив предложение Еврокомиссии о преодолении этого дефицита, может его отклонить только посредством единогласного решения. Т.е. рекомендации Евросовета в этом вопросе должны базироваться, прежде всего, на мнении Еврокомиссии;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: