Наличие дирижера

Дирижерское искусство — уникальная в своем роде дея­тельность исполнительского творчества, возникающая толь­ко в коллективном ансамблевом исполнении с целью коорди­нации творчества участников ансамбля и основанная на специфической одаренности, специфических приемах и спе­цифической технике.

Поскольку дирижерское прочтение, дирижерская трактов­ка музыкального сочинения является определяющей для всех участников ансамбля, можно сказать, что дирижер является посредником между автором (авторами) и исполнителями. В этом смысле творчество дирижера напоминает режиссерс­кое искусство — с той лишь разницей, что работа режиссера всегда предшествует исполнению, в то время как творчество дирижера выходит за рамки репетиционного процесса и в сво­ем завершенном виде развертывается на глазах публики вместе с творчеством оркестра или хора. Но главное сходство остает­ся. Подобно режиссеру, ставящему по пьесе спектакль, дири: жер является постановщиком музыкального произведения, ис­толкователем и координатором возглавляемого и управляемого им творческого коллектива. От того, как понял сочинение ди­рижер, насколько он сумел убедить хор своей исполнительской трактовкой, в большой степени зависят и постижение сочине­ния хоровым коллективом, и качество его художественной И технической реализации. Этим обусловлена огромная ответ-


Наличие дирижера



ственность дирижера перед автором (в музыкально-поэтичес­ком произведении — авторами), перед исполнителями, слуша­телями, а также ответственность за нынешнюю и будущую жизнь сочинения.

В хоровом исполнительстве система «постижение — переда­ча» действует как бы на двух уровнях — дирижера и хора. И ди­рижер, и руководимый им коллектив должны вначале понять и прочувствовать произведение, а затем передать его слушателям с той лишь разницей, что для дирижера воспринимающим объек­том является не аудитория, а в первую очередь участники хора. Поэтому путь создания и воплощения художественного образа в хоровом исполнительстве точнее всего представить линией: поэт — композитор — дирижер — исполнители — слушатели.

Дирижерская деятельность включает в себя несколько важных составляющих. Во-первых, дирижер должен уметь конкретизировать во внешнем выражении свое понимание музыкального произведения, его образного строя, формы, сти­листических особенностей. Во-вторых, он должен привести весь коллектив в творческое состояние, увлечь его, заставить петь так, как слышится музыка ему, руководителю. В-третьих, дирижер должен уметь не только ясно и ярко выявлять свои исполни­тельские намерения, но и добиваться их реализации в процес­се кропотливой репетиционной работы, а затем — в ходе пуб­личного концертного выступления.

Чтобы выполнить эти задачи, дирижеру помимо качеств музыканта, интерпретатора, постановщика музыкального произведения нужно обладать такими специфическими имен­но для дирижерской профессии качествами, как умение ру­ководить коллективом, устанавливать творческий контакт с исполнителями, лаконично и ясно формулировать свои тре­бования и пожелания, безупречно слышать хор и должным образом реагировать на неточности исполнения, уметь пла­нировать репетицию, уметь завоевать доверие, симпатию, ав­торитет у участников хора (для этого нужно еще и личное оба­яние артиста) и обязательно иметь педагогические способности, поскольку руководитель хора — это не только музыкант, но и педагог-воспитатель.

Как уже отмечалось, работа дирижера над хоровым произ­ведением разделяется на следующие этапы: предварительная работа над партитурой (становление исполнительского замыс­ла); репетиционная работа с хором (реализация замысла);


48 Глава 2. Специфика хорового исполнительства

концертное исполнение (воспроизведение замысла). Каждый из этих этапов отличается от другого как методикой, так и спе­цифическими средствами и приемами, а также своей техни­кой. Так, если для предрепетиционного периода дирижер ис­пользует технику изучения и запоминания нотного текста, технику его мысленного воспроизведения и пр., то на этапе репетиционной работы он пользуется различными методами и техническими приемами репетирования, позволяющими достичь максимального музыкально-педагогического эффек­та при минимальной затрате времени и сил исполнителей. Тех­ника репетирования предполагает умение дирижера активно воздействовать на исполнительский коллектив не только при помощи собственно дирижирования, но и путем устных разъяснений, показов голосом и на инструменте, использова­ния различных упражнений и т.д.

Концертное исполнение требует от дирижера владения ис­полнительской техникой, в которой обычно различают две функции: функцию тактирования и экспрессивную, вырази­тельную функцию. Тактирование является своего рода кан­вой, сеткой для художественного дирижирования. Задача экспрессивной функции — раскрыть внутренний смысл, идейно-эмоциональное содержание музыки.

Сущность дирижирования состоит в том, что, будучи способом выражения идейно-эмоционального содержания музыки, средством выявления творческих намерений ди­рижера, оно одновременно является и средством управле­ния коллективом, средством волевого воздействия на ис­полнителей. Именно это воздействие властно побуждает музыкантов к реализации художественных замыслов дириже­ра в живом звучании. Музыкант, не владеющий искусством этого воздействия, не может быть назван дирижером, ибо он не управляет, не вызывает к жизни то или иное звучание, а лишь отражает, регистрирует исполняемую музыку.

Известный русский дирижер и педагог Н.М. Данилин го­ворил: «Если дирижер способен, подобно полководцу, одним возгласом, одним жестом увлечь коллектив по пути своих на­мерений, его место за дирижерским пультом. Если же нет, надо менять профессию»1.

1 Цит. по: Птица К.Б. О хоровом дирижировании // Птица К. О музыке и музыкантах. — М., 1995. — С. 315.


Наличие дирижера



Однако при этом нельзя забывать, что, прежде чем что-либо требовать от хора, дирижер должен очень многое потребовать от себя самого. Административно установленное право на ру­ководство мгновенно рассыпается, если оно не подкреплено подлинным, моральным правом на руководство. А такое пра­во дает убежденность коллектива, что их руководитель — дей­ствительно хороший музыкант, образованный, широко эру­дированный человек, обладающий, помимо специальных знаний, навыками дирижерского дарования, тонким художе­ственным вкусом и хорошим чувством стиля. «Значительным музыкантом может быть только человек с большим духовным, интеллектуальным и эмоциональным, содержанием, — пи­сал академик Б.М. Теплов. — Музыка есть средство общения между людьми.

Чтобы говорить музыкой, нужно не только владеть этим ее "языком", но и иметь что сказать... Для того чтобы понимать музыкальную речь во всей ее содержательности, нужно иметь достаточный запас знаний, выходящих за пределы самой му­зыки, достаточный жизненный и культурный опыт. Хороший музыкант, кем бы он ни был — композитором, исполнителем или просто понимающим "слушателем", — должен быть че­ловеком большого ума и большого чувства» 1. Понятно, что еще в большей степени это относится к дирижеру — музыканту, призванному самой профессией своей быть художественным руководителем целого коллектива. Начиная работу с хором, дирижер обязан иметь уже сложившееся у него отношение к произведению — как к целому, так и к его частностям, уметь обосновать это отношение. Только в том случае, если каждый участник хора вникнет в замысел дирижера, будет достигнут подлинный ансамбль, основанный на единстве восприятия, по­нимания и эмоционального переживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: