кости перед коллективом, работе которого он помешал. Дирижер, начинающий занятия с опозданием, сам расшатывает дисциплину. Естественно, что для того чтобы занятия начинались своевременно, необходимо проследить за тем, как подготовлено помещение для репетиции — расставлены стулья, на месте стоит рояль, готов нотный материал и т.п,. Недопустимо, если певец опаздывает на репетицию сознательно, считая, что ничего страшного не произойдет, если его немного подождут. Такое часто случается с певцами, сознающими свою значимость и незаменимость.
Один из сотрудников МХАТа И.И. Титов вспоминает о том, как К.С. Станиславский, требовал от молодых актеров прихода на репетицию задолго до ее начала с тем, чтобы под- готовиться к ней внутренне и внешне. «За пять минут до назначенного срока Константин Сергеевич уже сидит за режис- серским столом... кладет перед собой часы и что-нибудь чертит или пишет. Ровно в двенадцать — звук колокольчика, и мы начинаем. Горе тому актеру, которого ровно в двенадцать не было на сцене»1.
|
|
Конечно, реакция руководителя на опоздания должна быть различной в зависимости от того, являются ли они случайными или постоянными, а также от того, какие обстоятельства послужили их причиной. В каких-то случаях можно не делать замечания и знаком разрешить певцу занять свое место. В других, если опоздания стали хроническими и являются следстви- ем неорганизованности и разболтанности певца, необходимо очень жестко их пресечь, вплоть до недопущения его к репе-тиции или к концерту.
Точно так же следует поступать при других нарушениях дисциплины.
Иногда певец раздражен, нервы его взвинченны. Всегда ли следует надо его одернуть, изменить тон разговора? В такой ситуации самое правильное — не обращать внимания, проявить терпение. Означает ли это сокрытие правды?
В принципе дирижер должен говорить певцам правду, хотя правда ценна не сама по себе, а предполагаемым результатом. Дирижерско-педагогические задачи иногда обязывают нас повременить с правдой. Бесполезная правда в педагогике, как и в медицине, порой становится бессмысленной жес-
1 О Станиславском: Сб. — М., 1948. — С. 248.