«Люди скажут: вот человек, которого многие высоко ставят, а он вон какой был негодяй, так уж нам-то, простым людям, и бог велел»3.
Руссо был чужд того душевного целомудрия и смирения, которые присущи верующему христианину и которые осенили таким чистым светом старость Толстого. Памятник Руссо, воздвигнутый на Лебяжьем острове, вырисовывается на фоне собора св. Петра в Женеве, этом Риме кальвинистов. У Толстого нам слышится отзвук наивных рассказов странников и юродивых, которые до слез трогали его в детстве.
Но последние тридцать лет жизни Толстого посвящены уже не только борьбе против предрассудков общества, роднящей его с Руссо, а великолепной битве между двумя могущественными силами его души: Правдой и Любовью.
Правда — «этот взгляд, идущий прямо в душу», проникновенный свет его серых глаз, которые видят всё... Правда — самая первая его вера, владычица его творчества.
«Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда»4.
|
|
Правда — единственное, чю уцелело после бури отчаяния, вызванного смертью брата5.
1 Дневник. 6 января 1903 г. — P.P.
2«Четвертая прогулка». — P.P.
3 Письмо к Бирюкову. — Р. Р.
4 «Севастополь в мае 1855 года. — P.P.
5«Говорить правду... Это одно из мира моральною, что у меня осталось. Это одно я и буду делать...» (письмо к Фету от 17 октября 1860 г.). — P. P.
Правда — опора всей его жизни, утес посреди бушующего океана...
Однако уже очень скоро ему недостаточно стало «ужасной правды»! Ее вытеснила любовь. Любовь — живой источник, питающий его в детстве, «естественное состояние его души»1. Когда наступил нравственный перелом 1880 г., он не отрекся от правды, он поставил ее на службу любви 2.
Любовь — «основа энергии»3. Любовь — «смысл жизни», в ней одной -красота4. Любовь «сущность души» умудренного жизнью Толстого, автора «Войны и мира» и письма синоду5.
Насыщение правды любовью составляет неповторимую ценность шедевров Толстого, написанных им в период зрелости, nel mezzo del commin6, — именно эта особенность реализма Толстого отличает его от реализма в духе Флобера. Флобер полагал свою силу в том, чтобы не любить своих героев. Именно любви и недостает этому великому мастеру: Fiat lux!7 Солнечного света еще недостаточно, нужен жар сердца. Силою своего реализма Толстой воплощается в любом существе и, увидев его как бы изнутри, находит даже в самом ничтожном то, за что его можно любить, что роднит его братским единением со
1 Любовь есть естественное состояние души или, скорее, естественное отношение ко всем людям» (дневник студенческих времен в Казани). — P.P.
|
|
2 «Истина откроется любви» («Исповедь», 1879 — 1881 гг.). «Мне, полагавшему истину в единении любви...» («Исповедь», 1879 — 1881 гг.). — p.p.
3 «Вы говорите — энергию. Энергия основана на любви. А любовь неоткуда взять, приказать нельзя» («Анна Каренина»). — P.P.
4 «Область красоты и любви, для которой стоит жить» («Война и мир»). — Р. Р.
5 «Верю в бога, которого понимаю, как дух, как любовь...» (ответ св. синоду в 1901 г.). «Да, любовь... не та любовь, которая любит за что-нибудь... но та любовь, которую я испытал в первый раз, когда, умирая, я увидел своего врага и все-таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета... Любить ближних, любить врагов своих. Все любить — любить бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого можно человеческою любовью, но только врага можно любить любовью божескою» (предсмертные мысли князя Андрея, «Война и мир»). — P.P.
6 В середине пути (шпал.). — Прим. ред.
7 Да будет свет! (лат.). — Прим. ред.
всеми людьми1. И силою своей любви он проникает до корней жизни.
Но нелегко поддерживать в себе это чувство. Бывают минуты, когда зрелище самой жизни со всеми ее страданиями столь грустно, будто сама жизнь хочет испытать силу любви, и тогда, чтобы спасти любовь от поругания, чтобы спасти свою веру в любовь, приходится воспарить так высоко над миром, что почти теряется связь со всем земным. А как быть тому, кто, подобно Толстому, наделен чудесным, но роковым даром видеть правду, кто не может не видеть ее? Знаем ли мы, сколько выстрадал Толстой в последние годы своей жизни, когда душа его ежечасно раздиралась между беспощадным видением всех ужасов действительности и страстной всеобъемлющей любовью, которая стремилась утвердить себя во что бы то ни стало!
Кто из нас не переживал этих трагических конфликтов? Сколько раз мы принуждены делать выбор — закрыть глаза или же возненавидеть. А художник? Тот, кто достоин имени художника, писатель, который понимает великолепную и грозную силу написанного слова, — как часто впадает он в отчаяние, высказывая ту или иную истину! 2 Правда, жизненная правда, источник здоровья и мужества, столь же необходима среди лжи современного общества, лжи цивилизации, как живительный воздух, которым мы дышим... И в то же время не у всех достаточно сильные легкие, чтобы дышать воздухом правды, так расслабляет душу цивилизация, а если не она, то природное мягкосердечие! И не жестоко ли взваливать на них непомерный груз правды, не сломятся ли они под ним? Может быть, существует та высшая правда, которая, как говорит Толстой, открыта для любви? А если так, то вправе ли мы баюкать людей успокоительной ложью, как Пер Гюнт убаюкивает сказками умирающую старуху мать?.. Перед обществом возникает вновь и вновь все та же проблема: правда или любовь? И обычно решение таково, что приносятся в жертву и правда и любовь.
1 «Для того, чтобы говорить хорошо то, что он хочет говорить...» художник должен говорить только о том, что он страстно любит. «Без любви к предмету... нет произведения искусства. Нерв искусства есть страстная любовь художника к своему предмету...» (письмо к Гольцеву, сентябрь 1889 г.). — P.P.
2 «Я пишу книги и потому знаю весь тот вред, который они производят...» (письмо к Веригину, главе духоборов, ноябрь 1895 г.). — P. P.
Толстой никогда не предавал ни той ни другой. В произведениях, относящихся к периоду зрелости, любовь является светочем правды. В произведениях, относящихся к закату жизни, свет льется как бы сверху — это луч милосердия, который нисходит на жизнь, но не соединяется с нею. Мы видели, как в «Воскресении» вера, хотя и господствует над действительностью, остается вне ее. Тот самый народ, в котором Толстой, рассматривая обособленные личности, видит мелочных, слабых и незначительных людей, как только он начинает думать о нем отвлеченно, принимает черты божественной святости1. В повседневной жизни Толстого обнаруживаются те же противоречия, что и в искусстве, только еще более мучительные. Хотя он прекрасно знал, каких поступков требует от него любовь, поступал он наоборот: жил не по божеским законам, а по мирским. А сама любовь! Где искать ее? Как распознать все ее лики, все противоречивые веления? Искать ли ее в любви к своей семье или в любви ко всем людям?.. До последнего часа он не переставал терзаться этим неразрешимым противоречием.
|
|
Как найти правильное решение? Он так и не нашел. Пусть наши надменные мудрецы пренебрежительно осуждают его за это! Уж они-то, конечно, обрели истину и самодовольно цепляются за нее. Для них Толстой — всего лишь слабый, сентиментальный человек, который ни для кого не может служить образцом. Еще бы! Он не тот пример, которому они способны следовать; слишком слабо в них пламя жизни. Толстой не принадлежал к числу тех, кто горделиво мнит себя избранником, он не принадлежал ни к какой церкви — ни к «книжникам», как он их называет, ни к фарисеям какого бы то ни было толка. Он — свободный христианин в самом возвышенном понимании этого слова. Всю свою жизнь он стремится к достижению идеала, который оставался недосягаемым2.
1 В «Утре помещика» или в «Исповеди» видна идеализация простых людей, добрых, довольных своей судьбой, спокойных, обладающих здравым смыслом, или в конце второй части «Воскресения» — образ «новых людей, нового неизвестного и прекрасного мира», который возникает перед Нехлюдовым, когда он сталкивается с рабочими, возвращающимися с работы. — Р. Р.
2 «Ни одно состояние, по христианскому учению, не может быть выше или ниже другого. Увеличение жизни по этому учению есть только ускорение движения к совершенству. И потому движение к совершенству мытаря, блудницы, разбойника на кресте составляет высшую степень жизни, чем неподвижность праведности фарисея» («Жестокие радости»). — Р. Р.
|
|
Толстой никогда не обращался к привилегированным мыслителям, он говорил для простых людей — hominibus bonae voluntaiis 1.
Он — наша совесть. Он говорит именно то, что мы, обыкновенные люди, думаем и в чем боимся признаться самим себе. Он для нас не преисполненный спеси учитель жизни, один из тех надменных гениев, которые, замкнувшись в кругу своего искусства и мысли, вознесли себя над бренным человечеством. Он, как он сам любил называть себя в своих письмах, наш «брат». Так повторим же за ним самое прекрасное и человечное из всех слов- — «брат».
Январь 1911 г.
1 Для людей доброй воли (лат.).- Прим. ред.