В современной ситуации кризиса детства, социальной неустроенности части населения, семейного неблагополучия, усилившейся агрессивности социальной среды школе приходится реализовывать следующие функции:
социально-адаптивную (включение школьника в реальные социальные отношения, развитие социальной мобильности личности);
социально-преобразующую (подготовка к сознательной жизни в условиях формирующегося демократического общества, рыночных отношений, быстро изменяющихся жизненных ситуаций);
социально-защитную (забота о детях, которым семья и общество не смогли создать нормальных условий для жизни и развития);
эдоровьесберегающую и реабилитационную (преодоление пагубной традиции получать образование за счет утраты здоровья);
культуропреемственную (приобщение к культуре в широком смысле слова).
На практике успешно реализован целый ряд социально ориентированных моделей общеобразовательной школы. Рассмотрим некоторые из них.
Адаптивная школа. Ее цель — обеспечение благоприятных условий для личностного развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей, склонностей и интересов, уровня развития. В многопрофильной школе-комплексе №109 Москвы (директор Е.А. Ямбург) создана система развивающего профильного обучения: классы гимназического и лицейского образования; классы, обеспечивающие базовый стандарт образования; компенсирующие классы с усиленной помощью детям, подверженным дезадаптации. Особые группы создаются для детей с соматическими отклонениями, с околопатологическими особенностями умственного развития, для левополушарных и правополушарных детей, а также остро нуждающихся в социальной помощи и поддержке.
|
|
Оздоровительная школа. Базовая ориентировка такой школы — сохранение и умножение здоровья, поиск возможностей гармонического сочетания обученности, воспитанности и здоровья как результатов образования. Так, в школе М» 70 г. Тюмени (директор Н.А. Голиков) созданы и используются все условия для сохранения и восстановления здоровья, отработан единый лечебно-образовательный процесс, ориентированный на формирование культуры здоровья, навыков и привычек здорового образа жизни, найдены способы установления индивидуально допустимых учебных нагрузок, Своего рода допустимого «порога здоровья», переступать за который нельзя.
Школа со значительным удельным весом занятий по интересам — своего рода школа-клуб (школа № 825 Москвы, директор В.А. Караковский). Стержнем школьной жизни являются коллективные творческие дела, к которым готовится вся школа. Каждый ребенок находит дело по душе, что обеспечивает его развитие и социальную активность.
|
|
Школа «домашнего типа» (школа № 1 г. Нижневартовска). В ней созданы уют, которого многие дети лишены дома, обстановка заботы и помощи, открыты отделение музыкальной школы, досуговый центр. Значительная часть детей, особенно из неблагополучных семей, проводят в школе весь день.
Академическая школа (гимназия, лицей, школы с профильным обучением) осуществляет социальную ориентацию через укрепление связей с высшими и средними профессиональными учебными заведениями, научными учреждениями, наукоемкими производствами.
Реальная школа. По существу она тоже профилированная, но направлена на приобщение к труду, овладению ремеслом. Нередко такие школы создаются на базе учебно-производственного комбината, сотрудничают с профессиональными училищами и колледжами, производственными предприятиями. Во многих школах этого Типа накоплен ценный опыт приобщения к знаниям, культуре, успешного социального становления трудновоспитуемых детей и подростков, а также тех, кому в силу разных причин нелегко дается овладение академическими знаниями.
Открытая школа — учебное заведение, выносящее часть учебной и вне-учебной деятельности в социум. Уроки проходят в лабораториях, на производстве, в.учреждениях культуры и др. Учителя, школьники, родители совместно с представителями различных общественных, благотворительных организаций проводят в микрорайоне социально значимые акции.
Школа — воспитательно-оздоровительный комплекс. Дети получают «под одной крышей» комплекс необходимых услуг: образовательных, связанных с оздоровлением, разносторонним развитием, социальной, психологической, педагогической реабилитацией и помощью. В Тюмени успешно действует экспериментальный центр социальной помощи детям Центрального городского округа, включающий школу, столовую, помещение социальной службы, методический центр, социальный приют.