Задания к семинарским занятиям

В современной ситуации кризиса детства, социальной неустроенности части населения, семейного неблагополучия, усилившейся агрессивности социальной среды школе приходится реализовывать следующие функции:

социально-адаптивную (включение школьника в реальные социальные отношения, развитие социальной мобильности личности);

социально-преобразующую (подготовка к сознательной жизни в ус­ловиях формирующегося демократического общества, рыночных отношений, быстро изменяющихся жизненных ситуаций);

социально-защитную (забота о детях, которым семья и общество не смогли создать нормальных условий для жизни и развития);

эдоровьесберегающую и реабилитационную (преодоление пагубной традиции получать образование за счет утраты здоровья);

культуропреемственную (приобщение к культуре в широком смысле слова).

На практике успешно реализован целый ряд социально ориентирован­ных моделей общеобразовательной школы. Рассмотрим некоторые из них.

Адаптивная школа. Ее цель — обеспечение благоприятных условий для личностного развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных психо­физиологических особенностей, склонностей и интересов, уровня развития. В многопрофильной школе-комплексе №109 Москвы (директор Е.А. Ямбург) создана система развивающего профильного обучения: классы гимназичес­кого и лицейского образования; классы, обеспечивающие базовый стандарт образования; компенсирующие классы с усиленной помощью детям, под­верженным дезадаптации. Особые группы создаются для детей с сомати­ческими отклонениями, с околопатологическими особенностями умственно­го развития, для левополушарных и правополушарных детей, а также остро нуждающихся в социальной помощи и поддержке.

Оздоровительная школа. Базовая ориентировка такой школы — со­хранение и умножение здоровья, поиск возможностей гармонического соче­тания обученности, воспитанности и здоровья как результатов образования. Так, в школе М» 70 г. Тюмени (директор Н.А. Голиков) созданы и используются все условия для сохранения и восстановления здоровья, отработан единый лечебно-образовательный процесс, ориентированный на формирование куль­туры здоровья, навыков и привычек здорового образа жизни, найдены спосо­бы установления индивидуально допустимых учебных нагрузок, Своего рода допустимого «порога здоровья», переступать за который нельзя.

Школа со значительным удельным весом занятий по интересам — своего рода школа-клуб (школа № 825 Москвы, директор В.А. Караковский). Стержнем школьной жизни являются коллективные творческие дела, к кото­рым готовится вся школа. Каждый ребенок находит дело по душе, что обес­печивает его развитие и социальную активность.

Школа «домашнего типа» (школа № 1 г. Нижневартовска). В ней со­зданы уют, которого многие дети лишены дома, обстановка заботы и помо­щи, открыты отделение музыкальной школы, досуговый центр. Значительная часть детей, особенно из неблагополучных семей, проводят в школе весь день.

Академическая школа (гимназия, лицей, школы с профильным обуче­нием) осуществляет социальную ориентацию через укрепление связей с выс­шими и средними профессиональными учебными заведениями, научными учреждениями, наукоемкими производствами.

Реальная школа. По существу она тоже профилированная, но направ­лена на приобщение к труду, овладению ремеслом. Нередко такие школы создаются на базе учебно-производственного комбината, сотрудничают с профессиональными училищами и колледжами, производственными пред­приятиями. Во многих школах этого Типа накоплен ценный опыт приобще­ния к знаниям, культуре, успешного социального становления трудновос­питуемых детей и подростков, а также тех, кому в силу разных причин нелегко дается овладение академическими знаниями.

Открытая школа — учебное заведение, выносящее часть учебной и вне-учебной деятельности в социум. Уроки проходят в лабораториях, на производ­стве, в.учреждениях культуры и др. Учителя, школьники, родители совместно с представителями различных общественных, благотворительных организаций проводят в микрорайоне социально значимые акции.

Школа — воспитательно-оздоровительный комплекс. Дети полу­чают «под одной крышей» комплекс необходимых услуг: образовательных, связанных с оздоровлением, разносторонним развитием, социальной, пси­хологической, педагогической реабилитацией и помощью. В Тюмени успешно действует экспериментальный центр социальной помощи детям Централь­ного городского округа, включающий школу, столовую, помещение соци­альной службы, методический центр, социальный приют.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: