Правдоподобие и вероятность теорий -цели несовместимые

Цель науки, по Попперу, — максимально приблизиться к истине. Теория Т 2лучше или правдоподобнее Т 1, когда все верные следствия из Т 1 суть верные выводы из Т 2, когда ложные выводы из Т 1 суть верные выводы из T 2. Значит, из T 2дедуцируемы выводы, которые

Прогресс науки 667

нельзя извлечь из Т 1. Таким образом, приняв, что истинное содержание (верные выводы) и ложное содержание (ложные выводы) из двух теорий Т 1 и Т 2 несовместимы, мы можем сказать, что Т 2более правдоподобна и лучше соотносится с фактами, чем Т 1, если и только если:

а) истинное содержание, но не ложное содержание Т 2превосходит Т 1;

б) ложное содержание, но не истинное содержание Т 1 превосходит Т 2.

Эта идея большего правдоподобия Т 2в сравнении с Т 1 привела Поппера к выводу, что правдоподобное (значит, более информативное, экспликативное и прогностическое) может быть и менее вероятным. Другими словами, если мы предпочитаем теорию с наибольшим информативным содержанием, то должны удовлетвориться меньшей ее вероятностью. В самом деле, говоря все больше, легче ошибиться. Поэтому теории, более открытые контролю, менее вероятны.

Обозначив содержание утверждения а) как Ct (a),утверждение б) как Ct (b),a конъюнкцию а и б как Ct (ab),мы получим:

что противоречит закону, отвечающему расчету вероятности:

где знаки неравенства перевернуты. Например, имеем суждение а): «В пятницу будет дождь» и суждение б): «В субботу прояснится», то аб): «В пятницу задождит, а в субботу будет ясная погода». Ясно, что информативность последнего суждения б о льшая, чем а) и б) порознь. Но и вероятность аб) будет ниже, чем у а) и б) по отдельности.

Следовательно, если наша цель — прогресс и рост знания, то нельзя одновременно желать его высокой вероятности, ибо два эти показателя, заключает Поппер, обратно пропорциональны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: