Немецкая журналистика XVII века

В начале XVII в. наиболее быстрыми темпами шло развитие прессы в двух странах ─ в Германии и Голландии. Но вскоре лидерство перейдет к наиболее интенсивно развивавшимся в политическом и экономическом отношении Англии и Франции.

В начале XVII в. Германия представляла собой конгломерат отдельных княжеств, управляемых местными князьями, лишь формально подвластными верховному сюзерену, императору «Священной Римской империи немецкой нации», которого избирали курфюрсты (князья-избиратели). Феодальную раздробленность страны усугубляла обострившаяся борьба за лидерство и власть внутри императорского дома Габсбургов. Конфликты на религиозной почве, противостояние католиков и протестантов привели к Тридцатилетней войне (1618─1648), завершившейся фактически распадом империи.

Между тем на родине книгопечатания в начале XVII в. появились многочисленные газеты. Широкое распространение получили так называемые кайзеровские ординари ─ газеты, создававшиеся с разрешения кайзера и содержавшие информацию дипломатического и политического характера. Накануне Тридцатилетней войны была основана первая «почтовая газета», издававшаяся почтовым ведомством.

Германия стала родиной первой в Европе ежедневной газеты: лейпцигская «Нойлауфенде нахрихт» («Поступившие новости») была основана в 1660 г. книготорговцем Тимотеусом Ритцшем и преобразована впоследствии в «Лейпцигер цайтунг» («Лейпцигская газета»). В конце века появились первые немецкие газеты легкого, развлекательного содержания ─ гамбургская «Цайтунг луст унд нутц» («Газета для радости и удовольствия»).

Средние тиражи немецких газет в XVII в. были невелики ─ 300─400 экземпляров. Тиражи разных немецких газет колебались от 200 до 1500 экземпляров. В стране выходило около двух сотен газет. К концу XVII столетия газета завоевала Германию. Автор книги «О пользе газетного чтения», вышедшей в Гамбурге в 1697 г., писал: «Кто желает вести осмысленный образ жизни, кто желает быть достойным членом общества и принимать участие в его государственной, торговой и гражданской деятельности, тот обязан интересоваться газетами, тот должен их читать, должен запоминать и взвешивать прочитанное, должен уметь применять его на деле».

Однако развитие периодики сдерживалось цензурными ограничениями. Еще в 1521 г. был издан «Вормский эдикт», который ставил печать под контроль церковных и светских властей. В Германии существовала предварительная цензура печатной продукции: нужно было получать от церкви или городских властей специальные концессии. В 1608 г. был создан Книжный Комиссариат в Германии, своего рода цензурный комитет. Жесткий контроль церкви и государства за печатью привел к тому, что в XVII в. немецкие газеты носили неполитический, информационно-коммерческий характер и отличались лаконизмом и сухостью стиля.

Вместе с тем раздробленность Германии и раскол среди немецких князей позволяли найти лазейки в цензурных заграждениях. Что невозможно было напечатать в одном княжестве, можно было опубликовать в другом. Что нельзя было напечатать в газете, можно было сделать достоянием общественности в памфлетах, брошюрах, трактатах, журналах, где и обсуждались актуальные вопросы политической, религиозной, экономической и культурной жизни. Строгая цензура на газеты привела к тому, что в последней трети XVII в. в Германии получила развитие журнальная периодика. В 1685 г. профессор Кристиан Томазиус основал в Лейпциге первый немецкий научный журнал «Монатсгешрехе» («Ежемесячные беседы»), просуществовавший 4 года.

3. Политическая журналистика Англии XVII века.

В Англии книгопечатание появилось в 1477 г., когда первопечатник Уильям Кэкстон (1422-1491) выпустил книгу «Изречения, или Высказывания философов». Вскоре, в 1487 г. король Генрих VII учредил Звездную палату – высший административно-судебный трибунал в Англии. С 1559 г., при королеве Елизавете I, Звездная палата окончательно превратилась в цензурное учреждение, целью которого ставилась борьба с крамолой и королевскими врагами. Закон о цензуре был принят в Англии в 1530 г. при короле Генрихе VII. Согласно этому закону, книги разрешалось печатать лишь в Лондоне, Оксфорде и Кембридже. Перед выходом в свет их должны были просматривать университетские Драматические события общественной жизни (противостояние короля и парламента, семилетняя гражданская война, казнь Карла I, «Славная революция» 1688 г.) привлекли внимание англичан к политической ситуации, вызвали широкий интерес к публицистике и способствовали развитию газетной периодики. Предшественниками английских газет были распространявшиеся в начале 20-х гг. печатные листовки, содержавшие новости («newssheets»).

Первыми газетами, которые появились в Англии, были немецкие газеты на латинском языке. В 1621 г. из Голландии были завезены голландские «корантос» на английском языке. Это были печатные листики новостей с двуколонной версткой, содержавшие исключительно иностранные новости. Выходили они нерегулярно, по мере того как собиралось достаточно новостей, чтобы заполнить две странички. Названия корантос варьировались от номера к номеру.

В 1622 г. увидела свет первая собственно английская газета ─ лондонская «Уикли ньюс» («Еженедельные новости из Италии, Германии и Венгрии, Богемии». Ее издателями были Николас Борн и Томас Арчер. «Уикли ньюс», как и прочие образцы ранней английской периодики, содержала преимущественно зарубежные новости, так как в 1637 г. решением Звездной палаты было запрещено распространение в печати информации о внутриполитической жизни страны и деятельности парламента. Кроме сведений о событиях международной жизни, полосы английских газет заполняют сообщения о несчастных случаях, преступлениях, «утки» (вымышленные рассказы о морских чудовищах, диковиных зверях, «чудесных происшествиях»). В большом количестве публикуются фрагменты из Библии.Форматпервых английских газет напоминал либо формат голландских «корантос» (2─4 полосы), либо германских еженедельников-брошюр (8─24 страницы). Никакой редакторской правке публикуемые материалы не подвергались.

В 1641 г. Долгий парламент упразднил Звездную палату, и все ее постановления потеряли законную силу (включая указ о цензуре 1637 г.). С этого времени появляются первые периодические издания политического характера, печатавшие еженедельные отчеты о парламентских заседаниях ─диурналии. Первый лондонский «Диурналий событий в Парламенте» был основан в 1642 г.

Деятельность Парламента, созванного Карлом I в 1640 г., под давлением обстоятельств, трудностей, переживаемых страной, привлекает внимание общества. Вообще усиливается интерес к политическим событиям, к перипетиям борьбы королевской власти и Парламента, в результате чего широкое распространение получают брошюры новостей («news-books»). Это были нерегулярные издания, небольшие напечатанные мелким шрифтом брошюрки объемом от восьми до двенадцати страниц, заполненные весьма разнородным материалом и содержавшие не только информацию, но и комментарий.К 1640 г.брошюры новостей приобретают газетный формат: используют заголовки, иллюстрируют статьи гравюрами, печатают объявления.

Периодика и публицистика гражданской войны. Нараставший конфликт парламента и короны привел к семилетней гражданской войне 1642─1649 гг. Накануне и во время этих драматических событий на улицах Лондона разворачивается «памфлетная война», в которой публицисты враждующих лагерей старались переложить ответственность за подготовку открытого военного конфликта на другую сторону. В Лондоне распространялись многочисленные сатирические листовки, в которых высмеивались лидеры враждующих лагерей: роялисты насмехались над красным носом Кромвеля, республиканцы оттачивали свое остроумие в нападках на командующего армией Карла I ─ принца Руперта и его любимую собачку.

За двадцать лет между 1640 и 1660 гг. в Англии было опубликовано 30 000 пам­флетов, воззваний, обращений, листовок, адресованных широким слоям английского общества. Эта «уличная печать» гражданской войны стала предвестником массовой периодики.

Выдающимся публицистом этой эпохи был Джон Лильберн (1614─1657). Лильберн был противником официальной англиканской церкви и короля Карла I, поддерживал пуритан, был руководителем партии левеллеров (от англ. level – «огораживать, уравнивать») – более радикальной политической партии, объединившей мелких торговцев и собственников и выступавшей за республику, против ликвидации частной собственности. Он помогал распространять в Англии еретические памфлеты, печатавшиеся в Голландии, за что был приговорен к тюремному заключению. Проведя в заточении два года, в 1640 г. по требованию парламента он был освобожден и вскоре принял активное участие в гражданской войне на стороне оппозиции. Он возглавил движение левеллеров, радикально настроенных солдат и представителей мелкой буржуазии, выступавших за республику, всеобщее избирательное право и равенство перед законом. Основной жанр, в котором работал Лильберн-публицист ─ памфлет. Его перу принадлежат памфлеты «Анатомия тирании лордов» (1648), «Договор свободного народа Англии» (1648), «Новые цепи Англии» (1649), «Вторая часть “Новых цепей Англии”» (1649). В этих произведениях он отстаивал идею, что источником легитимной власти является договор между народом и правящим классом, выступал за всеобщее избирательное право, веротерпимость, республиканскую форму правления, свободу печати. «Подтверждено на практике, что всегда все, стремившиеся к тирании, зажимали рот народу, чтобы он не производил шума, когда похищают его свободы», ─ писал Лильберн.

За свои памфлеты и политическую деятельность Лильберн неоднократно подвергался арестам, много лет провел в тюрьмах. Его популярность в народе была огромной.

Еще одним известным памфлетистом эпохи революции был Джерард Уинстенли (1609-1653) – социалист-утопист, идеолог диггеров (от англ. dig – «копать, рыть») – самого левого движения, выражавшего интересы городской и деревенской бедноты. В своей публицистике он приближался к идеалам и идеям нового общества, в котором все равны.

В периодической печати времен гражданской войны на смену «диурналиям» довоенного времени пришли «меркурии». Так назывались лондонские газеты, в латинских названиях которых было слово «Меркурий» ─ «Mercurius Politicus», «Mercurius Aulicus», «Mercurius Britanicus», «Mercurius Civicus», «Mercurius Pragmaticus». Как и другие ранние периодические издания, «меркурии» представляли собой небольшие брошюры с титульным листом, на котором печатались выходные данные (место и год издания). Это были газеты невысокого полиграфического качества, печатавшиеся на плохой бумаге, имевшие довольно тусклый оттиск. На первой странице помещался перечень важнейших материалов номера. Основным содержанием «меркуриев» была информация о политической жизни Англии, особенно подробно рассказывалось о событиях гражданской войны, публиковались отчеты о боевых действиях. В отличие от «корантос» «меркурии» имели уже свой собственный голос, журналисты стремились привлечь и удержать читательскую аудиторию. В общей сложности во время гражданской войны издавалось 20 газет.

Воскресная газета «Mercurius Aulicus» («Дворцовый Меркурий»), основанная в 1643 г. замечательным журналистом Джоном Беркенхедом в развернувшейся борьбе между роялистами и сторонниками парламента отстаивала интересы короля, была голосом правящего режима. Она видела свою задачу в «восстановлении нравственности и порядка», печатала материалы, обличавшие язвы Парламента, нападала на Кромвеля. После падения монархии Беркенхед покинул Англию, был тайным агентом на континенте. В эпоху Реставрации вернулся к журналистской деятельности в Англии.

Основным оппонетом «Mercurius Aulicus» был пропарламентский «Mercurius Britanicus» («Британский Меркурий»). Газету издавал другой блестящий журналист той эпохи Марчемонт Недхэм. Газета отличалась антироялистской направленностью. В защиту республики выступала «Mercurius Politicus», редактором которой некоторое время был Дж. Мильтон.

Парламент, раздраженный нападками со стороны сторонников короля, принял в 1643 г. закон о предварительной цензуре, которым предусматривалось, что «ни одна книга, брошюра или листок не могут быть преданы тиснению, пока не будут предварительно просмотрены назначенными для этого людьми или по крайней мере одним из таковых».

Против этого закона выступил Джон Мильтон в своем знаменитом памфлете «О свободе печати. Речь к английскому парламенту» (Ареопагитика)»(1644). Мильтон берет за основу форму античной речи и подражает Исократу. Эссе написано в форме речи, обращенной к английскому парламенту, которой в действительности Мильтон никогда не произносил. Мильтон призывал парламентариев пересмотреть принятый закон и отменить цензуру. Не то чтобы писатель вообще отказывал власти в праве контролировать прессу. Напротив, он убежден, что «для церкви и государства в высшей степени важно бдительным оком следить за поведением книг, так же как и за поведением людей, и в случае надобности задерживать их, заключать в темницу и подвергать строжайшему суду как преступников…». Но Мильтон решительно выступает против такой формы контроля за прессой, как предварительная цензура.

Писатель в своей критике закона о цензуре исходит не из политических соображений или юридических норм. Он отвергает цензуру по причинам этического и философского характера. Автор «Ареопагитики» убежден, что принятый закон не достигнет своей цели, не будет способствовать распространению добродетели прежде всего потому, что всякая цензура есть ограничение свободы выбора, а, по мнению Мильтона, свобода выбора, дарованная человеку богом, ─ основа добродетели. Бог ценит не беспрекословное принудительное повиновение предписаниям, а сознательный и свободный выбор человека в пользу добра. Мильтон убежден, что всякий человек наделен разумом, а «разум есть способность выбора». Поэтому, признавая разумность человека, необходимо признать за ним и право узнавать и сопоставлять разнообразные (в том числе и ложные) мнения и доводы. Свобода печати есть испытание добродетели, но это единственный путь приблизиться к истине.

Во-вторых, цензура на печатную продукцию не оградит читателей от вредных, ложных и безнравственных идей, ибо они распространяются не только посредством печатного слова. Помимо книг, существует много иных источников вредного знания. Многие ереси, ─ напоминает Мильтон, ─передавались из уст в уста. Отсюда вывод: цензура ─ пустое и бесплодное предприятие.

В-третьих, Мильтон усматривает в цензуре серьезную опасность для развития науки. Цензура обедняет науку, сковывает полет мысли ученого, поскольку ни один цензор в силу своей должности и характера деятельности не допустит обнародования оригинальных идей, опережающих свое время и противоречащих общепринятым представлениям. Кроме того, цензура ставит ученых в унизительное положение. Бдительность цензора обрекает ученых на жалкую роль «учителей-мальчишек», которые находятся под его опекой и потому не заслуживают уважения со стороны читателей.

Более того, цензура есть проявление неуважения не только к представителям науки, но и ко всей нации.

Логика Мильтона весьма убедительна. Он неоднократно вступает в диалог с воображаемыми оппонентами, чьи аргументы в пользу введения цензуры он последовательно опровергает, используя для этой цели различные приемы. Так, например, Мильтон доводит идею сторонников цензуры до логического конца, что оборачивается демонстрацией ее абсурдности. Если вводят запрет, ─ размышляет автор «Ареопагитики», ─ то почему ограничиваются только печатью. Нужно быть последовательными и запретить все, что доставляет человеку удовольствие: музыку, танцы, ношение красивой и удобной одежды, употребление вкусной пищи и т. д. Так цензура на книги «необходимым образом влечет за собой и разного рода другие цензуры». Далее, если исходить из убеждения, что человек самостоятельно не в силах отличить хорошее от дурного, то почему исключение из этого правила делается для цензоров, чья непогрешимость весьма сомнительна именно в силу того, что они тоже люди.

Мильтон защищает пользу чтения многочисленными ссылками на авторитеты, прежде всего на Библию. Он часто прибегает к историческим аналогиям. Предпринимаемый автором в начале эссе экскурс в историю цензуры призван доказать, что цензура не есть нечто естественное, всегда и повсюду существовавшее, что этот институт возник исторически, на определенном этапе общественного развития.

В эссе Мильтона цензуре как малоэффективному институту, основанному на запрете, внешнем принуждении и, в конечном счете, насилии над разумом и свободной волей человека, противопоставлена культура. Культура есть система «непринудительных законов добродетельного воспитания», ограничений, которые разумный и свободный человек добровольно налагает на себя, дабы жить в социуме.

Парламент не прислушался к призыву великого писателя, и предварительная цензура в Англии не была отменена. Однако «Ареопагитика» получила широкий отклик в Европе и стала одной из первых манифестаций либертарианской концепции печати, основанной на признании разумности человека, законности его естественных прав и свободы воли.

Между тем Мильтон демонстрирует ясное понимание ограниченности принципа свободы слова и печати. Требуя свободы слова для своих единомышленников и соратников, он отказывал в ней политическим противникам, адептам католицизма и абсолютизма. В «Ареопагитике» писатель выражает сожаление, что действие закона о цензуре не распространилось на газету «Mercurius Aulicus», этот, по его словам, «непрерывный придворный пасквиль на парламент и наш город». После того, как гражданская война закончилась полным разгромом роялистов, казнью Карла I и провозглашением республики, Мильтон в течение трех лет занимал должность правительственного секретаря в Государственном совете и выполнял цензорские обязанности.

Правда, после победы Кромвеля цензурный гнет был ослаблен, и английская пресса вздохнула свободнее. Более широкому распространению газет способствовало возникновение в Лондоне в 1652 г. первых кофеен. Постепенно их количество увеличивалось, и они становились местом чтения, распространения и обсуждения газет. Однако такая ситуация сохранялась недолго. В 1653 г. Кромвель разогнал Долгий парламент и запретил публикацию парламентских отчетов без разрешения государственного секретаря. Став лордом-протектором, Кромвель, получивший огромную власть в стране, ужесточил цензуру и начал преследование периодических изданий, кроме официального «Mercurius Politicus».

Английская печать в эпоху Реставрации. Между тем худшие времена для английской прессы были еще впереди. После реставрации монархии и возвращения к власти Стюартов в 1660 г. положение газет существенно ухудшилось. В 1662 г. Карл II подписал «Акт о лицензировании печати», который усиливал контроль за печатью и запрещал издание «мятежных, изменнических книг и памфлетов, не прошедших цензуру». Ни одна книга, газета, брошюра не могла быть напечатана без предварительного разрешения властей. Количество печатников в королевстве было ограничено двадцатью. Типографии были сосредоточены главным образом в столице. Кроме Лондона, центрами книгоиздания остались университетские центры ─ Оксфорд и Кембридж. В эпоху Реставрации газет в Англии было мало. Провинциальной периодики не существовало. Большая часть страны узнавала новости из рукописных листков новостей, писавшихся в Лондоне и затем рассылавшихся в провинцию. В столице существовала целая армия переписчиков, предшественников позднейших журналистов.

Главным цензором был назначен талантливый публицист и убежденный роялист Роже Л’Эстранж (1616─1704). Он запретил все газеты, критиковавшие корону, за что получил от короля патент на издание своей газеты «Паблик интеллидженсер» («Общественный информатор»), основанной в 1662 г. Это была двухстраничная официозная газетенка весьма скудная по содержанию. Милости власти этим не ограничились. Л’Эстранж был первым английским журналистом, заседавшим в палате общин. В 1663 г. он опубликовал эссе «Регулирование прессы», в котором доказывал необходимость строгого централизованного контроля над прессой. При Л’Эстранже пресса оказалась в жалком положении: журналисты подвергались постоянным преследованиям и суровым наказаниям, тиражи газет падали.

Однако в этой неблагоприятной для английской журналистики обстановке родилась «Лондон гэзэт» («Лондонская газета»), которой будет суждено стать лучшим, наиболее информированным официальным периодическим изданием в Англии эпохи Реставрации. Основателем газеты был известный публицист и журналист Генри Маддиман, который вполне мог бы сказать об обстоятельствах рождения своего детища «Не было бы счастья, да несчастье помогло». В 1665 г. Лондон был охвачен страшной эпидемией чумы. Спасаясь от угрозы, король со своим двором переезжает в Оксфорд, где в том же году и была основана «Оксфорд гэзэт» («Оксфордская газета»), впоследствии после возвращения двора в Лондон переименованная в «Лондон гэзэт». Издание стало первой регулярной лондонской газетой, выходившей два раза в неделю. Сначала это был небольшого формата сложенный вдвое лист бумаги. Текст печатался в университетской типографии Оксфорда в две колонки на обеих сторонах листа великолепным шрифтом. Один из современников писал, что газета «очень хороша, полна новостей и не содержит глупостей». Издание носило официальный характер и публиковало материалы о заседаниях парламента, официальные документы и заметки о церковной и религиозной жизни.

Маддиман ввел в практику сбор информации из широкого круга разнообразных источников. Например, информатором Маддимана был один из двух госсекретарей. Кроме официальных источников, поставщиками сведений для газеты выступали также офицеры таможни, местные священнослужители, почтмейстеры, сотрудники английской разведки и т. д. Информационная насыщенность «Лондон гэзэт» превосходила осведомленность официозной газеты «Интеллидженсер» («Информатор»), издававшейся Роже Л’Эстранжем. Однако оба издания были официальными, поддерживали короля и выступали против врагов Его Величества. Политическая пресса в Англии оказалась в загоне. Такое положение сохранялось до «Славной революции» 1688 г.

Именно в это время все английские газеты обосноволись на знаменитой Флит-стрит, недалеко от площади Святого Павла, которая издавна была местом сбора новостей.

«Славная революция» и отмена цензуры. В 1688 г. в Англии произошла Славная революция. Революция свергла последнего представителя династии Стюартов на английском престоле Якова II. Королем Англии стал зять Якова II Вильгельм Оранский. При Вильгельме III, пользовавшемся поддержкой вигов, был положен конец монополии тори на власть. В результате этих процессов в Англии утвердилась ныне существующая форма разделения властей. Годы правления Вильгельма III Оранского (1689─1702) отмечены либерализацией общественной жизни. 13 февраля 1689 г. английский парламент принял «Билль о правах» - документ, который до сих пор играет роль конституции и закона о печати. В нем, в частности, была провозглашена свобода слова для парламентариев. Первый параграф Билля гласит, что если парламент принял закон, король не вправе отменить его. Девятый параграф «Билля о правах» гласил: «Свобода слова, прений и всего, что происходит в парламенте, не может быть поводом для преследования, предметом рассмотрения в суде и нигде, кроме парламента». В этом документе впервые появилось словосочетание «свобода слова» как обозначение одного из важнейших прав личности. И хотя закон о цензуре, принятый в 1685 г., продолжал существовать, Вильгельм III не применял его на практике.

Билль о правах лег в основу английской концепции свободы печати, особенности которой таковы:

1. Только парламент может регулировать свободу прессы.

2. Не может быть контроля со стороны государства и церкви.

3. Основа – экономическая свобода, то есть газету могут издавать все, у кого есть идеи и деньги.

4. Решающий фактор – не политический, а экономический.

5. Впервые появляется термин «свобода слова».

В конце XVII столетия развитие английской журналистики происходило в относительно более благоприятных социокультурных и экономических условиях, чем те, в которых складывались зажатые в тиски жесткой цензуры журналистики Франции и Германии. Англия демонстрировала быстрый прогресс в социальной и экономической сфере. Формирование периодической печати в Англии совпало с периодом буржуазной революции, политического плюрализма и отхода от устоявшихся норм и правил. К этому времени относится зарождение политической периодики в Англии. Отныне две влиятельные враждующие политические партии - виги и тори ─ отстаивают свои позиции в прессе. Виги представляли интересы крупной торговой и финансовой буржуазии, а тори - интересы консервативной земельной аристократии и высшего духовенства англиканской церкви.

В 1694 г. истек срок действия закона о цензуре. Попытка продлить его действие в парламенте провалилась. Даже верхняя палата английского парламента палата лордов большинством голосов проголосовала против продления закона, так как сочла, что он «подчиняет все знание и информацию произволу … корыстного и, возможно, невежественного цензора». В 1695 г. цензура в Англии была отменена навсегда. И хотя далеко не сразу английская печать смогла воспользоваться реальными плодами свободы, так как парламент еще более полувека пытался сдерживать рост и влияние прессы экономическими методами (вводя различные налоги – штемпельный, налог на бумагу, объявления), каждый англичанин отныне мог писать и публиковать написанное, не спрашивая разрешения ни церкви, ни государства. Уголовному преследованию подлежали только пасквили и призывы к мятежу. Подобные дела должен был рассматривать суд присяжных. Идеи, изложенные Мильтоном в «Ареопагитике», стали осуществляться на практике, но порадоваться этому обстоятельству он не мог: к этому времени великого писателя уже одиннадцать лет как не было в живых.

4. Становление политической журналистики во Франции.

Во Франции периодическая печать зародилась позже, чем в Германии, Голландии и Англии, но по своему содержанию французские газеты превосходили издания, выходившие в других европейских странах в XVII столетии. Парижская пресса владела «неподражаемым искусством ежедневно набрасывать пеструю, хотя и не всегда верную картину мировой жизни в данный момент» (Л. Саламон).

Франция в XVII в. была мощным абсолютистским государством, законодательницей придворного этикета и интеллектуальной моды. Франция обладала высоким престижем и вызывала огромный интерес у соседей.Прежде всего здесь вырабатывалась модель нового централизованного государства. Французский язык стал в XVII в. языком международного общения. Во многих европейских странах издавались газеты на французском языке. Именно во Франции сложилась классическая «вертикальная» структура печати: пресса создавалась под патронажем власти и рассматривалась прежде всего как ее инструмент.

В то время как в Герма­нии и Нидерландах выпуском газет в основном занимались частные из­датели, которые получали на это разрешение местных влас­тей или знати, во Франции для основания газеты было необходимо личное разрешение короля. Королевский патент предусматривал предоставление издателю монополии на публикацию того или иного рода информации (официальной, научной и т. д.). Прочие периодические издания, основанные позже, должны будут возмещать ущерб держателям монополии в том случае, если они вторгались в их информационное поле. Дарованная привилегия могла быть отменена в любой момент по желанию короля.

«Газетт» Т. Ренодо. Первой французской газетой, получившей королевский патент, была «Газетт», основанная 30 мая 1631 г. Эта дата считается условной датой рождения французской журналистики. Еженедельная «Газетт» была надежным и влиятельным источником официальной информации. До Великой французской революции она считалась образцом газеты политического содержания во Франции. «Газетт» в XVII столетии была лидером не только французской, но и европейской периодики. Показательно, что слово «газета» как название определенного типа печатного периодического издания вошло в европейский, а затем и международный культурный обиход лишь после 1631 г.

Основатель «Газетт» Теофраст Ренодо (1586─1653) родился в Лудене в протестантской семье. Он окончил медицинский факультет в Монпелье. Вскоре после окончания университета совершил заграничную поездку по Западной Европе, где познакомился с местными «листками новостей». По возвращении во Францию написал «Трактат о бедняках», в котором утверждал, что одна из причин нищеты заключается в том, что те, кто должен поставлять товары и услуги, не имеют контакта с теми, кто в этих товарах и услугах нуждаются. Так возникла идея создать «Адресное бюро», которое должно было осуществлять контакты между имущими и неимущими, продавцами и потребителями.

Осуществлению этой идеи помог один из пациентов Ренодо, монах-капуцин отец Жозеф, впоследствии один из приближенных кардинала Ришелье. В 1630 г. Ренодо открыл в Париже справочное бюро под названием «Большой Петух», продававшее сведения об адресах, объявления самого различного рода (например, где безработным найти работу, мастерам ─ учеников и подмастерьев, бездомным ─ жилье, больным ─ лекарства и т. д.). Бюро собирало новости городской и светской жизни, различную информацию. Ренодо сначала писал от руки новости, которые он продавал своим клиентам. Затем время от времени он стал печатать эту информацию в форме небольших листков. Так возник зародыш нового типа газеты, сочетавшей новости с объявлениями.

30 мая 1631 г. Ренодо получил королевское разрешение «печатать и продавать новости и отчеты обо всем, что произошло и происходит внутри Королевства и за его пределами». «Газетт» получила двойную монополию: на публикацию официальных политических новостей и объявлений. Первый номер «Газетт» открывался благодарственным обращением Ренодо к королю, в котором помимо благодарности за возможность издавать газету, содержалась мысль, что издание будет способствовать рассеиванию ложных слухов и тем самым предотвращению смут и подстрекательств к мятежам. Затем следовали новости из Рима и Антверпена недельной давности. И впоследствии основное содержание газеты составляли международные новости, полученные из официальных источников. Высокопоставленным поставщиком такого рода информации был сам кардинал Ришелье. Разумеется, «Газетт» была официальным изданием, печатавшим только то, что было одобрено, а иногда и написано властями, и выполнявшим пропагандистские функции. Как отмечал один из французских исследователей, «Газетт» владела искусством «делать внутреннюю политику, рассказывая о политике внешней». К международным новостям вскоре добавились сообщения о военных победах Франции и ее союзников, новости придворной жизни, краткая сводка дипломатических донесений, скупая информация экономического характера. Новости о внутренних делах Франции печатались на последней странице. «Газетт» не печатала редакционных статей. Ришелье не поощрял комментарии. «Газетт» была органом власти и простым перечнем официальных новостей. Вряд ли можно говорить о «Газет» как об органе объективной и разнообразной информации.

«Газетт» сначала представляла собой четырехстраничное издание малого (книжного) формата, напоминающее голландские «корантос». Первая заглавная буква на странице была украшена. На полях размещались подзаголовки. Рубрики еще не имели названий. В начале информации из той или иной страны указывалось место события и его дата. С 1634 г. выходило нерегуляр­ное приложение «Экстраординэр» («Необычайные новости»), издававшееся в связи с какими-либо особыми обстоятельствами, нуждавшимися в экстренном освещении. К 1740-м гг. объем газеты увеличился до 12 страниц. Тираж «Газетт» варьировался от 300 до 800 экземпляров.

«Газетт» читали в Париже. Региональной прессы во Франции в XVII в. еще не существовало. Ренодо организовал доставку срочной почтой одного экземпляра «Газетт» в регионы. Там он тиражировался для провинциальных читателей. Провинциальный вариант «Газетт» печаталась мелким шрифтом, чтобы сократить расходы на бумагу. Таким образом, Ренодо устранял потенциальных конкурентов в провинциях и усилил свою монополию по всей Франции.

«Газетт» имела большой успех у читателей: о ней говорили и при дворе, и в парижских светских салонах, и в литературных кругах, и в домах провинциальных буржуа. Такой успех не мог понравиться конкурентам и завистникам: начались интриги против Ренодо. Но негласное покровительство Людовика XIII и Ришелье спасло газету.

В период острого политического кризиса, разразившегося во Франции и получившего название Фронды (1648─1653), «Газетт» встала на сторону кардинала Мазарини. Смерть Т. Ренодо совпала с завершением Фронды. Теофраст Ренодо ─ «отец» французской журналистики. Его именем названа престижная ежегодная литературная премия ─ премия Ренодо, которая присуждается во Франции с 1929 г.

После кончины Ренодо дело перешло в руки его сыновей, сохранивших официальный характер «Газетт». После восшествия на престол в 1661 г. нового короля Людовика XIV позиции «Газетт» в качестве официального органа печати укрепились. Новый король ужесточил политику по отношению к нелегальной и оппозиционной прессе, что способствовало усилению монополии «Газетт». Людовику XIV нужен был инструмент для отражения критики в его адрес, прежде всего со стороны гугенотов и их зарубежных печатных изданий, и таким инструментом стала «Газетт». В 1762 г. она стала называться «La Gazette de France» - «Газета Франции». В конце XVIII в. «Газетт» ─ ежедневное издание, просуществовавшее в этом качестве 285 лет, до 1915 г.

Другие ведущие французкие газеты XVII века. «Газетт» оставила лакуну, которая вскоре была заполнена ее конкурентами. Речь идет о научной и общекультурной информации. В 1665 г. ученый и советник парламента Дени де Салло получил патент на издание еженедельной газеты «Журналь де саван» («Газета ученых»), которая стала своего рода первым европейским научным «журналом».До этого ученые общались друг с другом посредством личной переписки. Издание Дени де Салло имело монополию на публикацию научных, литературно-критических и литературных материалов и ориентировалась на европейских ученых, интеллектуалов.

Слово «журналь» во французском языке XVI─XVII вв. имело значение ежедневные записи, дневник и еще не обозначало тип периодического издания. В названии газеты слово «журналь» появилось под влиянием английского «диурналий». Но «Журналь де саван» как модель периодического печатного издания существенно отличался от английских «диурналий». Еженедельно на своих двенадцати страницах газета представляла обзо­ры всех наиболее важных новых книг, как научных, так и художествен­ных. «Журналь де саван» включала аннотированную библиографию важнейших книг, напечатанных в Европе, некрологи, информацию о физических и химических опытах, информацию о новых открытиях в науке и о новых явлениях в литературе и искусстве, индекс запрещенных книг. В «Журналь де саван» были аннотированы «Сказки» Лафонтена, произведения Корнеля, Ларошфуко.

Эта новая концепция периодического издания, ориентированного на освещение главным образом вопросов науки и культуры, впоследствии распространится в Европе. В XVIII в. во французском и других европейских языках слово «журналь», «джорнэл», «жорнал» («журнал») и т. д. приобретет современное значение ─ разновидность печатного периодического издания. Уже в XVII в.«Журналь де саван» переводили на латинский язык и переиздавали в Германии, Италии, Англии и других странах Европы.

Иезуиты, раздраженные независимостью мнений в «Журналь де саван», довольно открыто выражавшей свои симпатии к янсенистам, добились приостановки ее выхода в свет. Личное вмешательство Кольбера, генерального контролера финансов при Людовике XIV, позволило возобновить издание с 1666 г. В XVIII в. газета превратилась в ежемесячный журнал, который просуществовал до 1902 г.

Третьей газетой, определявшей, наряду с «Газетт» и «Журналь де саван», облик французской журналистики XVII столетия, была ежеквартальная литературная и политическая газета «Меркюр галан»(«Галантный Меркурий»), основанная в 1672 г. Основатель газеты ─ посредственный драматург, королевский историограф Донно де Визе пользовался покровительством Кольбера. Издание было первоначально рассчитано на аристократию, на галантную публику парижских салонов, но впоследствии круг его читателей существенно расширился, и «Меркюр галан» стал одним из самых популярных во Франции периодических изданий, с 1714 г. выходившим под названием «Меркюр де Франс» («Французский Меркурий»)». Общий тон газеты походил на тон легкой непринужденной салонной беседы. Материал размещался без строгого порядка, без заголовков.

В редакционной статье, открывавшей первый номер газеты, Донно де Визе писал: «Я сообщу вам о вещах, о которых ничего не пишут в газетах, или по крайней мере не пишут так подробно». «Меркюр галан» помещала на своих страницах придворные новости, информацию об арестах и судебных процессах, церковных службах, бракосочетаниях, анекдоты, салонные новости и сплетни, но прежде всего это было литературное обозрение. «Меркюр галан» публиковала рассказы и стихи. Так, например, в 1696 г. в газете была впервые напечатана сказка Ш. Перро «Спящая красавица», ставшая веским аргументом в споре древних и новых. В «Меркюр галан» разворачивалась литературная полемика, в частности, о мольеровской «Школе жен».

Оппозиционная журналистика. Три крупнейшие французские газеты XVII в. были лояльными к власти и не позволяли себе никаких критических замечаний в ее адрес. Оппозиционная журналистика нашла себе приют не в официальных газетах, издававшихся с разрешения властей, под их покровительством и присмотром, а в рукописных листках новостей, которые во Франции назывались «нувелль» («новость»). Нувелль существовали параллельно с печатной газетной периодикой, но, в отличие от нее, как правило, не имели строгой периодичности выхода в свет. Нувеллистов отличал интерес прежде всего к вопросам политики и религии, которые трактовались с антимонархических и антиклерикальных позиций. Таким образом, нувеллисты не только информировали, но и комментировали новости. Так, например, в одной из нувелль высмеивались благочестивые верующие. В другой ─ сановники католической церкви. Третья была посвящена обсуждению школьных порядков. Существовали рукописные листки атеистического содержания. В форме ежемесячных «летучих листков», как иногда называли нувелль в ту эпоху, в течение года (1656─1657 гг.) выходили знаменитые «Письма к провинциалу» Б. Паскаля.

Нувелль распространялись подпольно в местах гуляний парижан, в парках и садах. Их авторам и распространителям было чего опасаться. Нувеллисты подвергались преследованиям: на них налагались большие штрафы, их заключали в тюрьмы, ссылали на галеры, подвергали бичеванию. Однако это не заставило замолчать тех, кто стремился донести до французов слово правды. Нувелль просуществовали на протяжении XVII─XVIII вв. до Великой французской революции.

В годы острого кризиса, длившегося во Франции с 1648 по 1653 гг. и получившего название «Фронда», страна была наводнена так называемыми «мазаринадами», стихотворными памфлетами против первого министра, кардинала Мазарини. Финансовая политика Мазарини, усилившая бремя налогов на непривилегированные слои общества, вызвала возмущение и сделала фигуру министра крайне непопулярной. 13 мая 1648 г. Парижский парламент выступил против финансовых эдиктов Мазарини, что ознаменовало начало Фронды. За годы противостояния было написано около 4000 мазаринад, которые обычно представляли собой анонимные листылплохой бумаги, содержавшие резкие, подчас оскорбительные нападки на кардинала. Мазаринады представляли собой образец публицистики, направленной против французского абсолютизма. Мазарини пытался поставить предел распространению памфлетов, но безуспешно.

«Новости литературной республики» П. Бейля. Оппозиционная пресса существовала и за пределами Франции. Центрами французской оппозиционной периодики стали протестантские страны (Голландия, Англия, Швейцария), куда эмигрировали гугеноты после отмены в 1685 г. Нантского эдикта. Правительство Людовика XIV было не в состоянии противодействовать проникновению протестантских изданий во Францию. Одним из наиболее популярных среди французской культурной и политической элиты изданий подобного рода стал журнал «Новости литературной республики», издававшийся в Голландии писателем и протестантским философом Пьером Бейлем(1647-1706). В своем журнале Бейль вел заочную полемику с католицизмом и абсолютизмом, выступал апостолом терпимости. Правда, делал он это в завуалированной форме, сообщая читателям о литературных новинках, рассказывая о событиях в «литературной республике». Однако ему не удалось обмануть французские власти, которые скоро поняли, что под личиной литературного критика скрывается острый и проницательный разоблачитель внутренней политики Людовика XIV. Ввоз журнала во Францию был запрещен, но брошюрки маленького карманного формата переправляли через границу нелегально. Поклонниками таланта Бейля и читателями «Новостей литературной республики» были Ж. де Лафонтен, принц Конде и другие представители французской элиты.

Авторитетный французский критик XIX в. Ш.-О. Сент-Бёв в статье «О критическом уме и о Бейле» (1835) отзывался о нем как о блестящем журналисте, которому были свойственны критический, свободный в своих суждениях ум, неуемное любопытство, интерес ко всему новому, широкая, хотя и неглубокая образованность, умение вникнуть в интересы и аргументы другого человека. Сент-Бёв считал, что журналистика была призванием Бейля.

В своих публицистических статьях и заметках Бейль выступал против репрессий, которые обрушились во Франции на протестантов после отмены Нантского эдикта, когда специально созданные карательные отряды (драгонады) преследовали протестантов. Вместе с тем в статьях «Ответ новообращенного на письмо изгнанника» (1690), «Важный совет изгнанникам к их будущему возвращению во Францию» (1690) Бейль полемизировал и с протестантами, отвергая их фанатизм и нетерпимость, как и фанатизм и нетерпимость католиков. В 1687 г. Бейль заболевает от переутомления и прекращает издание журнала.

Дав замечательные образцы журналистики и публицистики, Франция отставала от других стран Западной Европы (Англии, Италии, Голландии) по количеству периодических изданий. Одной из важнейших причин этого отставания была строгая цензура.

Французская печать рождается в эпоху религиозных войн, Фронды, политических и религиозных конфликтов, острой литературной полемики, отсюда ее ангажированный характер: она сразу становится выразительницей мнений, интересов враждующих лагерей. Сравнивая французскую журналистику с английской, известный немецкий исследователь истории журналистики Людвиг Саламон отмечал, что парижская печать более разнообразна и изменчива, ее отличает изящество, остроумие, темперамент и стремление возбудить в читателе сочувствие к определенным идеям.

При всех национальных различиях общим для журналистики на раннем этапе ее развития было то, что она, пользуясь тем же инструментом, что и литература, то есть словом, везде возникла как ответ на политические, экономические, а не литературные и эстетические потребности общества. Журналистика зарождается как функция политики и экономики и мыслится как инструмент власти.

Таким образом, во Франции XVII века формируется авторитарная концепция печати:

1. Газета – рупор власти, через нее не только сообщаются новости, но и рассылаются директивы на места.

2. Предварительная цензура.

3. Отсутствие сенсаций.

4. Правдивая информация часто приносится в жертву интересам власти.

5. Вертикальная структура прессы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: