Своеобразие сказок Гауфа.???

В начале своего развития немецкая романтическая сказка менее всего опиралась на фольклорную. И все же авторская сказка часто перенимала стиль, темы и элементы народной сказки, являя собой ее литературное и историческое видоизменение. Она «давала простор для игры фантазии, смешивала невероятное с обыденным, стирала грани между ними, изображала желаемое, а не сущее» [11]. Постепенно в авторскую сказку проникали проблемы действительной жизни, изменяли ее, приближали к реальности. Поэтому авторские сказки были, как правило, существенно объемнее и сложнее, чем народные, имели определенную литературную концепцию, подробно описывали исторические события и личностей. Они также отличались одномерностью, антитетичностью, наличием иррациональных элементов, символикой чисел и метафоричностью.

Так, в сказке В. Гауфа «Холодное сердце» (1826) принцип антитезы находит универсальное применение в образах злого и доброго духов – Михеля-Голландца и Стеклянного Человечка, а также в самом Петере Мунке: каким он был с живым, настоящим и чувствующим сердцем и каким стал – с холодным, каменным. В сказке присутствуют иррациональные элементы – духи и все то, что их окружает, например, щепка дубины Михеля-Голландца, превратившаяся в ядовитую змею, и, конечно же, само сердце, сделанное из камня и находящееся в груди живого человека. В этом автор реализует метафору, столь характерную для авторской сказки: громадина Михель-Голландец вынимает из груди Петера его живое, трепещущее сердце, а на его место кладет каменное, тяжелое и холодное.

Авторские сказки иногда имеют усложненную форму – «сказка в сказке». В рассматриваемом произведении В. Гауфа также можно встретить эту конструкцию. Угольщик Петер Мунк, желая раздобыть денег, решил обратиться за помощью к Стеклянному Человечку – доброму духу леса. Но первая попытка его не удалась. Решив вернуться домой, Петер заблудился и попросился на ночлег в дом плотогона. После ужина глава семьи рассказал шварцвальдскую легенду о Михеле-Голландце, злом духе [12]. Таким образом, в авторской сказке используется народная легенда.

В противоположность народным сказкам авторские заканчиваются не всегда счастливо. В «Холодном сердце» стремление к счастью также терпит неудачу, так как это было стремление к деньгам, сокровищам. Ведь к Стеклянному Человечку Петера привела «любовь к безделью» [13]. Мунк считал деньги счастьем, но не понимал, что истинное счастье в душе человека, его сердце, т. е. можно сказать, что стремление Петера стать счастливым человеком без сердца, но с богатством, было изначально ошибочным. Поэтому оно и терпит крах, и Петер прозревает.

Авторские сказки всегда имеют мораль. Нравственно-дидактическое начало ярко представлено в «Холодном сердце». Мораль сказки проста: злу делового мира денег противостоят тепло и чистота души. «Лучше довольствоваться малым, чем обладать сокровищем и иметь холодное сердце» [14]. Патриархальное одерживает решительную моральную победу в споре с буржуазным. Сказка учит добру, она воспитывает, т. е., развлекая, поучает. По мысли А. Б. Ботниковой, «в творчестве Гауфа романтическая сказка возвращается к народной традиции – она чуть ли не впервые за всю историю жанра берет на себя задачу воспитывать. Чудеса превращаются в средство дидактики» [15].

Следующий признак авторской сказки состоит в том, что она не предназначена исключительно для детей, что понятно уже по сложному языку произведения. Романтические сказки изначально адресованы взрослым.

В сказках немецких романтиков очевиден интерес к народности, который у В. Гауфа проявляется в подробном знакомстве с этнографическими подробностями народного быта. Действие сказки происходит в реальном швабском Шварцвальде. Автор детально описывает обычаи, костюмы, поверья, занятия жителей, отмечает даже различия, существующие между обитателями северной и южной части области. Поэтому «Холодное сердце» значимо в страноведческом отношении, представляя историю и культуру Германии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: