Тема 4. Направления в фигуративном искусстве: формы и цели. Метафизическая школа. Новая вещественность

Творческий путь Джорджо де Кирико (1888-1978) до основания метафизической школы. Значение живописи Беклина и искусства раннего итальянского Ренессанса для формирования живописных концепций метафизической школы.

Характеристика метафизической живописи де Кирико - создателя и наиболее яркого представителя школы. Концептуальная основа «стилистических» отличий метафизической живописи от таких современных ей направлений как кубизм, абстрактное искусство, дадаизм – значение иллюзионистического начала. Наделение живописных категорий метафизическими качествами. Выражение новых смыслов метафизических и иррациональных аспектов бытия. Творчество К. Карра и Д. Моранди после их присоединения к этому направлению. Роль метафизической школы для формирования живописной системы сюрреализма.

Создание лидерами немецкого экспрессионизма в 1918 г. группы Ноябрь и связь ее идей с социально-политической обстановкой в Германии. Выставочная деятельность группы, объединяющая разные, даже антагонистические тенденции – экспрессионизм, абстрактное искусство, кубизм конструктивизм. Социальная деятельность группы, направленная на получение государственной поддержки для искусства, усиление утилитарных функций и связей искусства с индустрией, реорганизацию художественного образования. Присоединение к группе В. Гропиуса и Э. Мендельсона. Социальный утопизм в архитектуре. Влияние идей группы на взгляды Баухауза. Возникновение на этой платформе движения Новой вещественности в 1924 г.

Причины и цели сохранения форм фигуративного искусства в рамках Новой вещественности. Выражение социального протеста средствами экспрессионистического искусства. Новизна тем и их трактовки по сравнению с искусством Моста. Живопись и графика Георга Гросса (1893-1959), Отто Дикса (1891-1969), Макса Беккманна (1884-1950).

Тема 5. Парижская школа между двумя войнами.

Термин «Ecole de Paris» и его содержание. Вопрос о стилистической общности в их творчестве, сохранение фигуративных и экспрессионистических традиций. Творчество Амедео Модильяни (1884-1920). Сложение его живописной манеры под влиянием постимпрессионизма и протокубизма. Основные мотивы: портреты, нью. Влияние Модильяни на искусство портрета в XX веке. Истоки стиля в скульптуре: творчество Бранкуси, скульптура раннего Средневековья, греческой архаики, Африки. Особенности трактовки пластической формы. Творчество Мориса Утрилло (1885-1955). Соединение особенностей позднего импрессионистического пейзажа с чертами наивного и примитивного стиля, представленного в живописи А. Руссо. Сравнительная характеристика типа городского пейзажа у Писсарро и Утрилло. Творчество Хаима Сутина (1894-1943). Сходство с немецким экспрессионизмом (без прямого влияния). Экспрессия цвета и живописной техники, связывающая его живопись с абстрактным экспрессионизмом второй половины столетия. Диалог со старыми мастерами.

Развитие творчества П. Пикассо после кубизма. «Классический» период. Сюрреализм и абстракция в его искусстве. Вариации на темы «Алжирских женщин», «Менин», «Завтрака на траве». Скульптура и керамика Пикассо.

Развитие творчества А. Матисса после фовизма. Трактовка темы Востока. Основные мотивы в его творчестве 30-х – 50-х годов. Техника декупажа. Скульптура и керамика Матисса. Капелла в Вэнсе, ее место в творчестве мастера, ее значение в современной архитектуре.

Тема 6. Архитектура и дизайн в деятельности Баухауза и «Де Стайль».

Истоки социальных и художественных идей Баухауза в русском конструктивизме, взглядах группы Ноябрь, абстрактном искусстве, кубизме.

Социальные и эстетические концепции участников Баухауза, принципы формотворчества, идеи функциональности, технологичности и чистоты формы. Концепция творческого образования Иоханнеса Иттэна. Функционализм и рационализм в архитектуре Баухауза. Две тенденции в группе: эзотерическая и романтическая; социально-активная, направленная на преображение и организацию окружающей среды.

Возникновение Баухауза, его основатели и участники. Этапы истории – Веймар (1919-1924), Дессау (1925-1932), Берлин (1933). Создание Баухауза на основе Школы искусств и ремесел и Высшей школы изящных искусств Веймара. Цель: объединение художественных усилий для достижения синтеза живописи, скульптуры, дизайна, ремесел на основе и в рамках архитектуры. Деятельность Гропиуса на посту руководителя. Реализация его идеи «Искусство и технология – новый союз». Организация мастерских, принципы обучения.

Творчество и педагогическая работа Вальтера Гропиуса, Адольфа Мейера (1881-1929), Миса ван дер Роэ (1886-1969), Василия Кандинского, Пауля Клее в Баухаузе.

Баухауз у истоков современного дизайна. Вклад Баухауза в формирование «интернационального стиля» в архитектуре и дизайне. Значение Баухауза для развития современного искусства и архитектуры.

Группа «Де Стайль»

Концепция «конкретного искусства» (термин Т.ван Дюйсбурга) и соединение в ней идей П. Мондриана, группы «Де Стайль», геометрической абстракции, конструктивизма. Творчество Йозефа Альберса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: