Страноведческая характеристика должна показывать место страны в международном разделении труда, ее политико-географическое и экономико-географическое положение. Современная интерпретация экономико-географического положения (ЭГП) стала намного шире и сложнее, чем раньше. Определение Н. Н. Баранским ЭГП как «отношения какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение» сохраняет свою актуальность. Однако значительные успехи в развитии транспорта коренным образом изменяют основополагающее для географии представление о соотношении понятий «пространство — время», о доступности и значимости «вне лежащих данностей». Если раньше географию традиционно считали «наукой расстояния» или «пространственного взаимодействия», то в настоящий момент все большее внимание привлекает временная география. Поскольку понятие «пространство» в большей мере определяется разделением во времени, что связано с развитием транспорта, оно становится все относительнее и динамичнее. В результате колоссального прогресса транспорта пространство заметно «сужается».
|
|
Сегодня набор критериев ЭГП становится гораздо многограннее, что зависит в первую очередь от положения на «политической карте мира» и от основных глобальных проблем современности. Возрастает значение и «экологического положения» относительно очагов экологического кризиса. Нередко проблемы такого рода определяются «импортом загрязнения», как это, например, имеет место для экологически чистых Скандинавских государств, получавших его из ФРГ, Великобритании и других индустриальных стран.
Значительное увеличение перемещений всякого рода определяет важность учета и транзитного положения на путях массовых потоков грузов. Например, крупнейшая судоремонтная промышленность Испании возникла на базе положения страны на основных путях супертанкеров. Ближний Восток — Западная Европа, Ближний Восток — США, а также базирования рыболовных флотилий многих стран. Миграционные и туристские потоки также имеют важное значение. Например, в Австрии, с ее массовым потоком туристов на курорты и «транзитников», это порождает в период пика летних отпусков полный транспортный хаос на автодорогах и большую экологическую нагрузку.
Гораздо сложнее и многообразнее становится и природно-ресурсная характеристика: сегодня это — точная количественная и качественная оценка ресурсного потенциала и экологической ситуации, включающая и те виды ресурсов, которые раньше обычно не рассматривались, например рекреационные возможности.
|
|
Следует также отметить, что ЭГП страны, региона может быть выгодным или невыгодным. Выгодными являются центральное, соседское, приморское положения. Например, во второй половине XX в. производство во многих странах Западной Европы, в Японии, отчасти и в США сдвинулось к морю. Это связано с ориентацией на топливо и сырье, доставляемое морским путем.
Кроме того, центральность ЭГП является важным фактором общественной жизни, что отражается на оперативности функций политического и административного управления и на размещении важнейших предприятий и учреждений. Центральное или эксцентральное положение региона накладывает отпечаток и на образ жизни населения, и на его психологию. И, напротив, глубинное, периферийное положение (Аляска, Амазония, центральные и северные районы Австралии), как правило, менее выгодно.
Однако для развития туризма этот принцип не совсем верен, ибо отдаленные, периферийные регионы могут привлекать туристов своей экзотикой, удаленностью от индустриальных и административных центров, этнографическими особенностями, красотой природы.