Говоря о концептуальности «Божественной комедии», важно уметь прочитать надпись на вратах Ада. По Данте, в основе мироздания лежали три начала: divina potestate - Высшая Власть, somma sapienza – в переводе М. Лозинского «полнота Всезнанья» и primo аmоге - Первая Любовь. Названные три начала осознавались как проявления триединого Бога: Высшая Власть Бога-отца, «полнота Всезнанья» Бога-сына и Первая Любовь Святого Духа (Лозинский М. Комментарии / / Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 1992. С. 516). Человек в его земном бытии подвергался испытанию этими тремя началами и должен был на пути к Богу обрести гармонию в своих устремлениях к Любви, Знанию и Власти. Как не выдержавших испытания одним из начал можно рассмотреть многие категории грешников у Данте: сводников и обольстителей как не прошедших испытания Любовью, прорицателей И лукавых советчиков - Знанием, зачинщиков раздоров и насильников - Властью. Испытание человека Любовью, Властью и Знанием станет магистральным сюжетом ренессансной литературы, и увидеть его истоки в творчестве Данте чрезвычайно важно.
|
|
Не меньший интерес для филолога представляет и концепция Слова у Данте. В этой связи важно подчеркнуть, что Люцифер в изображении Данте - существо бессловесное, лишенное божественного дара Слова, а многие грешники-прорицатели, лицемеры, лукавые советчики, обманувшие доверившихся - наказаны как обратившие божественный дар слова во зло.
Эти проблемы тем более важны, что, как это ни странно, на современном этапе в учебном процессе не остается времени на отдельное практическое занятие для обсуждения творчества Абеляра - фигуры, весьма значимой. Но вопросы, связанные с проблемой Слова и его восприятием в средние века, должны быть поставлены, как должно звучать на занятии и имя Абеляра. Это необходимо уже потому, что история любви Абеляра и Элоизы была неоднократно воплощена и разработана в искусстве. Еще более необходимо знакомство с основными идеями Абеляра по теории имени, остающейся актуальной и для современной филологической науки. Далее разговор о Слове и проблеме «KTO дает названия вещам» будет продолжен на занятиях по «Потерянному раю» Мильтона в курсе «История зарубежной литературы XVH - XVIII вв.».
ВОПРОСЫ
1. Значение творчества Вергилия и античных авторов для формирования Данте как мастера слова.
- Функции образов античных авторов в структуре «Божественной комедии».
- Развитие Данте мотива путешествия по загробному миру. Смысл названия произведения. Отражение в нем поэтического замысла и истории его воплощения.
2. Осмысление сущности Любви в истории с Беатриче, способы ее освещения в книге «Новая жизнь».
|
|
- Отказ от поэзии нового сладостного стиля в годы изгнания из Флоренции. Сборник «Каменные стихотворения».
- Работа над трактатами.
3. Сочетание черт средневекового и нового искусства в «Комедии».
‑ Структура произведения. Символика чисел.
‑ Отношение к любви и его отражение в образе Беатриче:
а) способы создания образа Беатриче в сопоставлении с традициями средневековой лирики и рыцарского романа;
б) парадокс любви в истории Паоло и Франчески. Реакция автора на рассказ;
в) что движет Солнце и светила?
4. Отражение христианской концепции мира и понимания человеческого достоинства в надписи на вратах Ада.