В процессе обучения важно применять различные виды приветствия, лучше всего – в игровой форме. Необходимо помнить, что их применение в различных ситуациях способствует созданию единого тона, настроя класса на определённый вид деятельности, вследствие чего происходят снятие душевного и физического напряжения, агрессии, установление психологически комфортной атмосферы для работы, восстановление и повышение жизненного тонуса у учащихся, создаётся воспитывающая обучающая среда.
Применение игровых приёмов приветствия поможет незаметному вступлению учащихся в субъект – субъектные отношения друг с другом и с учителем, будет способствовать развитию памяти, внимания, речи, воображения, логического мыщления, творческих способностей учеников.
Многие из предложенных игр стимулируют потребность в познании другого человека через познание себя. Общение в процессе приветствия помогает начать учебный день в мире и согласии, дарить друг другу радость и тепло, которые так нужны для эффективного образовательного процесса. При проведении игр приветствий важно соблюдать следующие основные установки:
|
|
- поделиться друг с другом хорошим настроением;
- стремиться быть искренним;
- учиться общаться невербально (например, взглядом);
- быть готовым принять, понять, поддержать другого человека.
1. Утреннее приветствие в стихах «Скажем «Здравствуйте»
Проводится со всем классом одновременно, можно в парах.
Учитель просит ребят выполнять то, о чём он будет говорить.
Скажем «Здравствуйте» руками (детям нужно придумать свой жест для приветствия и поприветствовать им всех присутствующих).
Скажем «Здравствуйте» глазами (нужно встретиться взглядом с кем – нибудь).
Скажем «Здравствуйте» мы ртом.
Станет радостней(веселей)кругом(все произносят хором «Здравствуйте».
Можно вместо «ртом» произносить «кивком», тогда после слов все дружно кивают головой.
2. Игра – приветствие «Что в «Здравствуйте»тебе моём?»
Дети озвучивают пожелания для друзей на каждую букву слова «здравствуйте», которые можно подарить другому человеку.
Правила игры: не пропустить ни одной буквы, не повторить пожелания на одну и ту же букву, например:
З – здоровья, зрелости, задора, зоркости
Д – доброжелательности, добра, доверия
Р – радости, равновесия, решимости
А – активности, аккуратности, авторитета
В – внимания, великодушия, важности, веселья
С – смекалки, счастья, свободы, стремления
Т – творчества, таланта, трудолюбия, терпения
В – вежливости, верности, внимания, волшебства
У – уважения, уверенности, улыбок, успеха
И(й) – интереса, искренности, идей, изящества
|
|
Т – трудолюбия, таланта, терпения, творчества
Е – единства, естественности
Слова можно называть устно, разместив слово «здравствуйте» в строчку на доске, или записывать пожелания рядом с каждой буквой, расположив его на доске по вертикали.
Учащиеся могут получить домашнее задание:
1) Подобрать слова – пожелания на каждую букву слова «здравствуйте»;
2) Используя подобранные слова, сочинить считалку, «кричалку», мини – стихотворение или сгруппировать эти слова в предложение.
3. «Рукопожатие через океан»
Перед началом игры участники объединяются в пары, смотрят в глаза друг другу, мысленно желают здоровья, повторяя при этом следующие действия и слова:
- обменяться рукопожатием всей ладонью со словами приветствия(слова приветствия дети выбирают сами);
- убрав большой палец, сцепив 4 пальца правой руки(рукопожатие без участия большого пальца)со словами: «Рад тебя видеть»;
- соприкасаясь друг с другом большими пальцами, говорят друг другу: «Вот мы и встретились!»:
- два пальца(указательный и средний) правой руки каждого участника «бегут» по левой руке соседа до его плеча. Затем похлопывают по плечу партнёра всей ладонью и при этом приговаривают: «Если надо будет, я тебе помогу!» или «Я буду рад тебе помочь».
4. Игра – приветствие «Пожелания весёлых пальчиков»
Заглянуть друг другу в глаза и, подняв руки на уровне груди, соприкоснуться ладонями обеих рук.Затем поочерёдно коснуться одноименных пальцев своего соседа, произнося на каждое прикосновение любое пожелание по очереди, начиная с большого пальца. Можно сопровождать следующими словами: желаю (соприкасаются большими пальцами) успеха, большого (средними) во всём (безымянными) и везде (мизинцами). Здравствуй!( прикосновение всей ладонью руки).
Эти слова и действия можно говорить одновременно или по очереди, повторив ещё раз, а в конце вместо приветствия пальцы рук можно переплести и произнести фразу «Удачи тебе».
5. Игра – приветствие «Улыбка»
Можно использовать перед любым уроком.
Для игры учащиеся объединяются в пары произвольно, смотрят друг другу в глаза, мысленно желают здоровья соседу и поговаривают слова:
Здравствуй, друг!
Как ты тут?
Улыбнись мне,
А я – тебе.
После этих слов дети улыбаются друг другу, при желании – обнимаются. Затем все садятся на свои места или находят себе нового партнёра и действия повторяются. Продолжительность игры определяет учитель.
6. Игра – приветствие «Привет, сосед!»
Учащиеся по команде учителя поворачиваются друг к другу лицом. Глядя в глаза соседу, произносят следующие слова:
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
Можно придумать сопровождение слов движениями рук.
7. Игра – приветствие «Печатная машинка»
Выбирается какая – нибудь фраза или коротенький текст для печатания, например:
«Здравствуйте, ребята,
Как ваши дела?»
Выбор длины фразы зависит от подготовленности участников. Можно взять четверостишие, в котором есть слово «здравствуйте.»Выбранную фразу можно записать на доске.
Учащимся раздаётся по букве алфавита или только те буквы, которые встретятся при печатании текста, и те знаки препинания, которые встретятся в тексте. Условия печатания придумывает учитель, например:
- согласные буквы – хлопнуть в ладоши;
- гласные – проговорить вслух;
- пробел между словами – всем встать;
- запятая – топнуть ногами;
- точка – хлопнуть ладонями по парте;
- восклицательный знак – ударить ладонями о колени;
- вопросительный знак – хлопнуть ладонями над головой.
Если кто – то из участников ошибся, то учитель или все хором произносят слово «Ам!», т.е. убирается ошибка, и хором произносится слово «Вжик!». В конце текста участники игры встают.
|
|
8. Игра – приветствие разными частями тела.
Все участники двигаются по классу хаотично. По команде учителя дети соприкасаются различными частями тела – приветствуют друг друга рукопожатием, коленками, локтями, носками правой, левой ноги, лбами, плечами, спинами и т.д. Количество прикосновений друг к другу разными частями тела определяет учитель.