Системы менеджмента дестинацией (СМД) прежде всего предлагают услуги по проведению досуга по разумным ценам, неоднородные и ориентированные на клиента.
Эти системы могут иметь множество названий - базы данных дестинаций (destination database system - DDS), системы менеджмента дестинации, системы маркетинга дестинации (DMS - destination management / marketing system), информационные системы дестинации (destination information system), системы обслуживания посетителей (visitor sirvicing systems), туристско-информационные системы (tourist information systems - TIS), центральные системы бронирования и информации (central resrvation and infromation system- CRIS).
СМД были созданы для распространения многообразной и всесторонней информации о туристских продуктах и услугах, обычно представленных в отдельно взятом регионе для получения наибольшего экономического эффекта от туристской инфраструктуры региона.
Являясь достаточно новым явлением, СМД находятся в стадии развития и универсального определения СМД дать невозможно, поскольку в различных странах и различными разработчиками определяются свои специфические функции, которые выполняют данные системы.
|
|
База данных дестинации, в ее самой простой форме, является собранием информации по данной дестинации, возможно обработанной на компьютере и доступной в интерактивном режиме.
Новое поколение информационной технологии, которое пытается объединить предоставление информации и бронирование, использует искусственный интеллект:
1. для связи продавца и потребителя и, в то же самое время, получает мощную базу данных;
2. для маркетинга с детальными описаниями предпочтений клиента.
Эти системы объединяют информационные данные по дестинациям и создают базы данных запросов или базы данных клиентов и предлагают совмещенный информационный поиск и возможность бронирования.
Кроме того, СМД предназначены для обеспечения полной и современной информации, по отдельным дестинациям. Эти полные данные гарантируют, что более мелкие компании, связанные с туризмом включены в систему, в противоположность международным цепям гостиниц и другим наземным услугам.
Большинство таких, систем может быть разделено на несколько категорий:
1. согласно услугам, которые они предоставляют:
1.1. информационные (может быть указана только информация по некоторым услугам);
1.2. системы бронирования (может быть только проверено наличие услуг и произведено бронирование);
1.3. системы предоставления информации и бронирования (доступны две вышеупомянутые функции);
1.4. составные системы услуг (предназначены для объединения требований к информационной технологии, как в сфере спроса, так и в сфере предложения в туризме)
|
|
2. согласно секторам, которые они обслуживают:
2.1. системы гостеприимства (предназначены только для бронирования мест в гостинице);
2.2. системы транспортировки (обеспечивают информацию, касающуюся расписаний, наличия, платы за проезд и продажи билетов на самолеты, паромы, поезда или автобусы);
2.3. системы, предоставляющие информацию о привлекательных местах земного шара (предлагают информацию и продажу билетов в определенные районы для посещения каких-либо привлекательных мест);
2.4. объединенные системы (предлагают возможность получить информацию и произвести бронирование всех услуг, которые возможно могут использоваться туристом в дестинации);
3. согласно продавцам:
3.1. системы, разработанные общественным сектором;
3.2. системы, разработанные частными предприятиями;
3.3. системы, разработанные при сотрудничестве между общественностью, частными секторами и местными ассоциациями профессионалов;
4. согласно автоматизации и используемой технологии:
4.1. полуавтоматические системы (используют традиционные ИТ типа телефонов, телексов, факсов);
4.2. компьютеризированные сети (обеспечивают возможность для диалогового ответа на любые запросы, используют простой текст или мультимедийные интерфейсы, позволяющие пользователю получить диапазон текстов, музыки, видео, компьютерной анимации, фотографий, карт, и т.д.).
Требования, предъявляемые к компонентам СМД:
1. При использовании системы на региональном уровне она должна учитывать и координировать действия всех поставщиков туристских услуг. В ней должны быть представлены и отдельные услуги, такие как гостиницы, рестораны, транспортные услуги, и «пакеты услуг», созданные турагентствами, туроператорами и другими компаниями.
2. Система должна быть мультиинтегрированной, то есть использовать все доступные ИТ, чтобы координировать действия поставщиков услуг и соотносить их с местной экономикой. Хотя несколько СМД не компьютеризированы, предполагается, что максимальные выгоды могут только когда система использует самые последние ИТ.
3. Система должна обеспечить информацию обо всем, что относится к дестинации. Информация может классифицироваться по структуре 5-ти «A»: Accommodation – Accessibility - Attractions-Activities - Ancillary услуги (услуги по Размещению – Доступности – Привлекательности - Роду деятельности - Дополнительным услугам). Бронирование и приобретение турпродуктов через СМД должны поощряться. Туристы могут использовать терминалы самообслуживания и домашние компьютеры, чтобы произвести бронирование, или они могут обратиться к агентам по бронированию или в турагентства, которые произведут для них необходимое бронирование. Если же агентства не вовлечены в процесс бронирования, часть их обычной комиссии взимается с индивидуальных клиентов как определенная скидка. Заказы должны быть гарантированы адекватным депозитом и условия отмены бронирования должны быть определены как для туристов, так и для поставщиков.
4. Система также должна иметь функцию управления как для поставщиков, так и для всей дестинации. Необходимость уделить внимание всем особенностям дестинации, максимизация использования средств обслуживания туристов и максимизация расходов туристов на душу населения являются важными аспектами для местной экономики, поскольку они образуют общественный и частный доход, занятость, порождают эффект мультипликатора и приток иностранной валюты. Таким образом, СМД может использоваться для продвижения дестинации, распространения информации об определенных событиях, осведомления туристов о привлекательностях дестинации, событиях и местных празднествах, проходящих в ней, и стимуляции их расходов, с целью максимизации экономической выгоды от деятельности туризма. Также важно то, что дестинации должны вдохновить туристов на благоразумное поведение и обмен социокультурными опытами. СМД может распространять информацию о сообществе дестинации, местной культуре, истории, таможне, кодексах поведения или манере одеваться, и обо всем, что подвинуло бы сообщество дестинации и туристов к более близким отношениям и взаимопониманию. Кроме того, через СМД могут быть представлены методы управления дестинацией. Методы управления клиентами могут быть включены в данные системы, и должно быть предпринято надлежащее распределение туристов в пределах дестинации. Предупреждения о сверхзагрузке, переполненных районах, «уже проданных» средствах обслуживания, событиях или привлекательностях, также как и о пробках на дорогах, должны быть отражены в системе. Альтернативные маршруты или услуги должны быть предложены системой для того, чтобы уберечь клиентов от неудовлетворенности и ухудшения состояния дестинации.
|
|
Главное воздействие СМД на поставщиков услуг заключается в эффективном управлении средствами предприятий и возможности, которые они предоставляют для их маркетинга. Поскольку главная цель каждого предприятия туризма состоит в максимизации загрузки и среднего расхода туриста СМД могут помочь в обеспечении обширного и своевременной сводки информации по наличию и доступности турпродукта, также как и в рационализации ценового процесса.
Анализ порталов СМД в Интернет представлен в табл.1
Таблица 1