Первым вестником недовольства населения стал Владивосток. Где еще вероятен рост протестных настроений? Какими могут быть его причины?

В первую очередь протесты разворачиваются в наиболее экономически уязвимых частях страны. Там, где материальное положение людей хуже и надежды испаряются быстрее. Затем можно ожидать радикализацию настроений повсеместно. Сейчас многие молодые люди (недавно потерявшие работу) еще держатся на сбережениях и еще надеются на улучшение личной финансовой ситуации. Некоторые уже не могут снимать жилье. В регионах констатируется приток работников из крупных городов на родину. Увольнения идут везде, хотя в Москве он разворачиваются быстрее. Складывается напряженная ситуация.

Люди пока никак не политизированы, но экономическая ситуация будет вынуждать их бороться за свои права. Это хорошо видно по приморью и другим сибирским регионам. Протестные выступления начались с темы повышения пошлин на ввозимые в Россию подержанные японские автомобили и заявлений о неполитическом характере выступлений. Сейчас стихийное движение соединяет уже много различных лозунгов, поднимает немало проблем. По сути, оно становится политическим, хотя его участники могут это отрицать.

Способствовать снижению социального напряжения могли бы антикризисные меры, затрагивающие интересы населения. В их числе: существенное повышение пенсий, пособий по безработице (при отказе от метода их предоставления по прописке), создание новых рабочих мест с нормальной оплатой труда. Названные шаги улучшили бы ситуацию на внутреннем рынке, положительно отразившись на экономическом положении предприятий. Продажи перестали бы падать и начали бы расти. Разумеется, для осуществления подобных мер требуется не только продуманная, принципиально новая антикризисная политика, но и желание властей ее осуществлять.

На что, по-вашему, надеются в Кремле? Может быть, власти как раз и пытаются за счет инициативы по выбору предприятий для оказания поддержки поправить экономическую ситуацию, сбить завтрашний социальный накал?

Правительство не заинтересовано в повышении социального недовольства. Оно стремится в рамках своей старой политики предотвратить его, а заодно явно готовится подавить возможные выступления. Но все это не так важно, по сравнению с тем, какую перспективу реально готовит кризис. От этого зависит будущее политического строя в России. Здесь власти полагаются на надежду, а не на знания. Объективно кризис оставляет правительство без перспектив. Пережить его они вряд ли смогут в сегодняшнем виде.

Власти ожидают завершения глобального кризиса к середине (самое большее к концу) 2009 года. Поэтому, прямая финансовая поддержка ведущих компаний – важнейшая часть антикризисной политики. Благодаря ней крупнейшие структуры должны переждать сложный период. Продекларированное властями предоставление компаниям из списка государственных заказов направленно к той же цели. Оживление всей экономики посредством системных антикризисных мер не планируется. Компании, не попавшие в «счастливый список», должны будут справляться с проблемами самостоятельно. В лучшем случае им на помощь придут региональные власти. Но ресурсы их ничтожны.

Предполагается, что кризис уйдет сам, как только поправятся дела в финансовой сфере США и Западной Европе, а цены на сырье вернутся к прежней позитивной динамике. На практике подобного в 2009 году не произойдет. Кризис развивается без особых преград. Как и в 2008 году российское правительство старается повлиять на стоимость нефти, газа и иного сырья за счет внешнеполитической нестабильности. Метод дает некоторый результат, но ничего не меняет. Кризис остается кризисом. Низкий спрос на сырье останется низким. Временные колебания цен, обусловленные страхом сбоя в поставках, сохраняются как временное явление. Повлиять на рост цен за счет угрозы длительной нестабильности – это совсем не то же самое, что извлечь прибыль из этой политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: