Источники конфликтов — это противоречия, а они возникают там, где есть рассогласование:
· в знаниях, умениях, способностях, личностных качествах;
· функциях управления;
· эмоциональных, психических и других состояниях;
· технологических, экономических и других процессах;
· целях, средствах, методах деятельности;
· мотивах, потребностях, ценностных ориентациях;
· взглядах, убеждениях;
· понимании, интерпретации информации;
· ожиданиях, позициях;
· оценках и самооценках.
Источники конфликтов тесно связаны с предпосылками возникновения конфликтов или внешними и внутренними условиями их развития.
Конфликты — одно из условий развития субъекта, социальных систем и отношений. Однако признав наличие конфликтов как условия развития социума, необходимо учитывать, что их возникновение не является неизбежным.
Конфликт возникает только при определенных условиях, одновременно внешних и внутренних.
• Внешние условия возникновения конфликта в основном сводятся к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности либо становится невозможным либо ставится под угрозу.
|
|
И наконец, одно из важнейших внешних условий возникновения конфликтов заключается в том, что общественная жизнь с необходимостью требует подавления или ограничения различных мотивов, иногда очень глубоких и активных, например стремления к сохранению жизни.
• Внутренние условия, или предпосылки, играют основную роль и среди них прежде всего личностные условия возникновения и развития конфликтов (конфликтность как относительно устойчивое личностное свойство, деструктивные внутриличностные конфликты, акцентуации характера, сложившиеся негативные стереотипы поведения и др.).
Источники и условия конфликтов обусловливают предпосылки и причины возникновения конфликтных ситуаций и развития конфликтов.
Различают объективные и субъективные причины конфликтов. Объективные причины приводят прежде всего к конструктивным конфликтам, возникающим в деловой сфере. Субъективные причины чаще всего обусловливают деструктивные конфликты, характерные для личностно-эмоциональной сферы.