Вопрос 12.Какие типы и уровни проявления педагогического творчества вызнаете?

Педагогическое творчество характеризуется различными уровнями:

· уровень воспроизведения готовых рекомендаций, т.е. уровень элементарного взаимодействия. Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», «по шаблону», по опыту других;

· уровень оптимизации деятельности, начиная с планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм воспитания;

· эвристический, когда воспитатель использует творческие возможности живого общения с ребенком;

· высший уровень (личностно-самостоятельный), который характеризуется полной самостоятельностью, использованию готовых приемов, но в которое вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития группы.

Педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество - это всегда поиск и нахождение нового.

Педагог (творческий или мастер) всегда творит в соавторстве с воспитанниками. Это позволило ученым педагогам В. А. Канн - Калику и Н.Д.Никандрову описать варианты сотворчества педагога с детьми:

· педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью воспитанников; творит для себя и от себя; (пример: перестановка мебели в группе по инициативе, по плану и под неуклонным руководством воспитателя);

· педагог соотносит свое творчество с деятельностью группы, управляет общим творческим процессом (та же перестановка мебели, но не под диктатом, а при соучастии воспитателей и детей);

· педагог учитывает нюансы деятельности отдельных воспитанников;

· педагог создает общую концепцию воспитательного мероприятия (дела, занятия), учитывает особенности отдельных детей, обеспечивает им индивидуальный подход. И получает при этом лучший результат.

Признаки уровней творчества:

· овладение новыми знаниями, способами, приемами;

· переосмысление собственной работы в свете новых знаний;

· разработка новых методов, приемов, форм, средств;

· модификация методов, приемов, средств;

· умение эффективно использовать передовой опыт;

· умение находить оригинальное решение проблемы в нестандартных ситуациях;

· способность изменять стратегию и тактику в зависимости от конкретной ситуации. Высший уровень - создание новой системы обучения, воспитания, развития детского дома.

· Источниками творчества могут быть: анализ учебно-воспитательного процесса, выявление «узких мест» и «западающих» проблем;

· изучение опыта коллег;

· чтение научной литературы;

· картотека интересных фактов, высказываний;

· вопросы детей, которые педагог записывает и анализирует;

· общение с коллегами, друзьями, воспитанниками;

· система перспектив в работе, которые сменяют друг друга, усложняются, обновляются;

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую.

Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий:

· временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;

· сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;

· отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;

· атмосфера публичного выступления;

· необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

Итак, педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: