Каковы основные показатели результативности?

http://www.emissia.org/offline/2011/1601.htm (полный вариант)

Результативность -это степень соответствия ожидаемых (нормативных или субъективно заданных) и полученных результатов.

Конструктивное решение проблем (методы конструктивного решения проблем применяются в экспертных системах, которые используются для планирования, проектирования и некоторых видов диагностирования) анализа результативности педагогической деятельности может быть обеспечено на основе праксеологического подхода.

Праксеологический подход рассматривает человеческую деятельность с точки зрения оптимальности ее осуществления.

Праксеологический подход к анализу педагогической деятельности означает осмысление ее функциональности, результативности, определение целесообразности действий педагога, выявление тех действий и операций, выполнение которых не удовлетворяет, выяснение причиннеэффективности, изучение возможностей, потенциала и неиспользованных резервов, выработку предложений по повышению эффективности деятельности.

Анализ результативности педагогической деятельности означает изучение составных частей организации педагогом педагогического процесса и деятельности учащихся, то есть изучение выполняемых педагогом в процессе организации практических действий.

Специфика праксеологического подхода предполагает определение сути результатов и результативности педагогической деятельности с точки зрения праксеологических основ, выявление их праксеологических характеристик, то есть праксеологическое осмысление результатов педагогической деятельности. Праксеологическое осмысление результатов означает:

· фокусировку внимания на тех результатах, которые в полной мере зависят от действий педагога;

· осознание многогранности результатов педагогической деятельности;

· различение результатов в каждый конкретный промежуток времени (текущий, промежуточный, итоговый результаты);

· представление о необходимых характеристиках, которыми должны обладать результаты: соответствие цели, качество, эффективность, успешность, продуктивность, конструктивность, полезность.

Параметрами анализа результативности педагогической деятельности, которые удовлетворяют праксеологическим характеристикам, являются:

· Качество организации образовательного процесса.

· Эффективность педагогической деятельности.

· Профессиональные проявления и достижения.

Под качеством организации образовательного процесса понимается такое свойство (состояние) организации, при котором достигается положительная динамика личностных проявлений обучающихся, обогащение их опыта социально и личностно значимым содержанием и обеспечивается продуктивность их деятельности. (подробнее см. 33)

Эффективность педагогической деятельности – мера (степень) позитивного влияния следствий результатов педагогической деятельности на достижения и положительную динамику личностных проявлений обучающихся (воспитанников).

Термин «эффективность» применительно к педагогической деятельности несет смысловой оттенок «действенности», способности производить эффект неких действий, приводящий к запланированной цели. В этом случае учитывается отсроченность образовательных результатов, проявление результатов спустя некоторый временной отрезок.

Параметру «Эффективность педагогической деятельности» соответствуют критерии динамика образовательных результатов и удовлетворенность участников образовательного процесса. Основной смысл анализа – установить соответствие достигнутых эффектов нормативным требованиям, личностным и социальным ожиданиям, а также динамику личностных проявлений детей.

Профессиональные проявления и достижения. Динамика показателей этого параметра влияет на все другие показатели деятельности, и в то же время профессиональные проявления могут совершенствоваться только в результате осуществления педагогической деятельности. Профессиональные достижения имеют существенное значение для субъекта, но в педагогической деятельности не должны становиться самоцелью, иначе будет искажен смысл самой педагогической деятельности.

Критериями, соответствующими данному параметру, выступают технологичность педагогической деятельности и динамика личностных проявлений педагога.

Технологичность педагогической деятельности – это способность производить запланированные изменения, развивающаяся вследствие педагогических умений (аналитических, конструктивных и организаторских и т.д.). Показатели её проявления – уровни проектировочных умений педагога (способность проектировать деятельность) и методологической грамотности педагога (способность осуществлять деятельность), а также рациональность педагогических действий (способность действовать оптимально). Анализу подвергаются действия педагога, направленные на прогнозирование оперативных и долгосрочных результатов; постановку педагогических задач; отбор и обоснованное применение педагогом методов и технологий обучения и воспитания, позволяющих добиться максимальных результатов при минимальной затрате ресурсов; функциональную организацию образовательного пространства; рациональность применения разнообразных средств, форм и методов.

Другой критерий – динамика личностных проявлений педагога – проявляется через коммуникативность и культуру педагогического общения, сформированность рефлексивных навыков, уровень профессиональных достижений. Показателями данного критерия служат соблюдение педагогической этики во взаимоотношениях с коллегами, учащимися и родителями; обладание навыками саморегуляции и рефлексии; умение анализировать и обобщать свой профессиональный опыт; освоение новых профессиональных знаний и умений; участие в профессиональных конкурсах; создание инновационных продуктов и дидактических материалов.

Обозначенные критерии могут быть оценены в баллах и достаточно легко формализованы через числовое выражение.

Так же нашла еще вот такие критерии результативности:

· стабильность количественного и качественного состава учащихся;

· уровень освоения учащимися образовательной программы;

· результаты участия детей в конкурсах (смотрах, фестивалях, соревнованиях. выставках) разного уровня

· качество программно-методического обеспечения

· результаты участия в педагогических и профессиональных конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т. д. Разного уровня;

· включенность родителей в образовательный процесс (участие родителей в творческой жизни коллектива, работа родительского совета)

Вопрос 37. В чем заключается понятие качества педагогической деятельности? Каковы основные подходы к определению качества педагогической деятельности?

Организация образовательного процесса составляет одну из центральных задач педагога. Под качеством организации образовательного процесса понимается такое свойство (состояние) организации, при котором достигается положительная динамика личностных проявлений обучающихся, обогащение их опыта социально и личностно значимым содержанием и обеспечивается продуктивность их деятельности.

Качество педагогической деятельности определяется многими факторами, среди которых исследователи (Н.В. Кузьмина, В.М. Соколов, В.А. Сластенин, Н.М. Таланчук, В.И. Андреев и др.) выделяют внешние и внутренние.

Внешние (по отношению к педагогу) факторы связаны с условиями, в которых осуществляется педагогическая деятельность (материально-техническая обеспеченность, уровень методической работы в учебном заведении, характер управления, психологическая атмосфера и др.).

Внутренние факторы связаны непосредственно с личностью преподавателя -его способностью к саморазвитию, сформированностью общих и профессионально-значимых свойств, готовностью к выполнению основных функций педагогической деятельности/

Параметр «Качество организации образовательного процесса» может быть охарактеризован с помощью соответствующих критериев: организация деятельности детей (учащихся, воспитанников) и обеспечение образовательного процесса (создание условий).

Организовать деятельность детей и управлять ею – важная задача для педагога, а продуктивность и положительная динамика результатов деятельности детей – необходимое условие для достижения результативности образовательного процесса. Этот критерий является праксеологическим в силу того, что раскрывает целесообразность, рациональность педагогических действий. Анализу подвергается то, как педагог владеет способами активизации и вовлечения детей в деятельность; как формирует необходимые умения; как организует взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса; как предоставляет информацию; обеспечивает состояние работоспособности и преодоление утомления детей и т.д.

Другим важным критерием качества организации образовательного процесса является обеспечение педагогом этого процесса, создание необходимых условий для его реализации. Оснащение образовательного процесса зависит и от внешних условий, но роль педагога остается ведущей. Педагог отвечает за конструирование собственной деятельности, построение и отбор содержания деятельности, предлагаемого детям. Именно это содержание должно быть соответствующим образом обеспечено. С помощью анализа изучаются действия педагога, которые направлены на оснащение образовательного процесса: методическое, информационно-коммуникативное и материально-техническое. При этом существенным является не только полнота и насыщенность оснащения, но и праксеологическая характеристика оснащенности – целесообразность и обоснованность применяемых педагогом средств и методов.

Подходы.

Праксеологический подход рассматривает человеческую деятельность с точки зрения оптимальности ее осуществления.

Праксеологический подход к анализу педагогической деятельности означает осмысление ее функциональности, результативности, определение целесообразности действий педагога, выявление тех действий и операций, выполнение которых не удовлетворяет, выяснение причиннеэффективности, изучение возможностей, потенциала и неиспользованных резервов, выработку предложений по повышению эффективности деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: