Учебная мотивация, как и любая другая, является системным, иерархически структурированным образованием и характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью.
Важной предпосылкой возникновения интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов этой деятельности, понимания ее содержания, осознания важности добытых знаний для собственной жизнедеятельности. Необходимым условием развития интереса к содержанию учебы и собственно учебной деятельности является такая ее организация, которая дает возможность ученикам проявить интеллектуальную самостоятельность и инициативность.
Важную роль в формировании интереса к учению играют создание проблемных ситуаций, посильная сложность учебного материала. Познание нового также должно основываться на ранее усвоенных знаниях. Большое значение в развитии интереса к обучению имеют его эмоциональная сторона, личность педагога, формы его общения с учениками.
Мотивы учебной деятельности:
1) Непосредственно-побудительные;
|
|
2) Перспективно-побудительные;
3) Интеллектуально-побудительные.
Методы стимулирования поведения:
1) Поощрение;
2) Одобрение;
3) Соревнование;
4) Наказание.
Для развития потребности в знаниях и интереса к овладению ими использую разнообразные пути и средства. Среди них: новизна учебного материала; использование ярких примеров и фактов в процессе преподавания нового материала; историзм, связь знаний с судьбами людей, практическое применение знаний, использование новых и нетрадиционных форм обучения, проблемное обучение, эвристическое обучение, обучение с компьютерной поддержкой, применение мульти-медиа-систем, использование интерактивных средств, оценка устных ответов и письменных работ одноклассников, помощь более слабым ученикам, участие в дискуссиях, создание ситуаций самопроверки и т.д.
Таблица. Характеристика мотивации учения школьников:
Возраст | Характеристика мотивации |
Дошкольники | Потребность в новых впечатлениях. Потребность в учении как новой деятельности. Потребность заслужить похвалу взрослых. Потребность стать лучшим, стать отличником. |
Начальная школа | Чувство долга (возрастает в два раза и значительно превышает познавательную мотивацию). Престижная мотивация – желание получить высокую отметку, возрастает к 3-4 классу. Мотив избегания санкций, то есть наказания. Интерес к предмету (уменьшается в 5 раз – до 5% учащихся). Основная мотивация – внешняя, престижная и принудительная. Мотивация неустойчивая, нет интереса к определенным предметам. |
Подростковая школа | Стойкий интерес к определенному предмету. Мотив избегания неудачи. Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения. Мотив достижения успеха в учебе не развивается. Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.) |
Старшая школа | Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях. Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета). Значимость отметки снижается. Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам. Внутренняя, собственная мотивация. |
|
|