Борьба между «номинализмом» и «реализмом» как противостояние веры и знания

Особенно длительный спор в средневековой философии шел вокруг отношения к «универсалиям» - общим понятиям. В течение нескольких веков ожесточенные споры между реалистами и номиналистами оказывали заметное влияние на духовную жизнь общества.

Реалисты утверждали, что общие понятия имеют реальное существование и предшествуют единичным вещам и предметам. Подобные взгляды продолжали традицию Платона, развивавшего теорию «мира идей» составляющего сущность и конечную причину существующего многообразия вещей. Эта платоновская концепция затем была переработана Августином Блаженным в духе христианского вероучения. «Идеи» стали истолковываться как мысли творца, образцы творения мира. К представителям этого направления относятся такие видные философы средневековья, как Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский и другие.

Номиналисты отрицали онтологическое значение «универсалий», т.е. утверждали, что общие понятия существуют не в действительности, а только в мышлении. Виднейшие номиналисты Росцелин, Дунс Скотт, Оккам и другие. Номинализм как самостоятельное течение был основан Росцелином, утверждавшим, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятия лишь имена. Номиналисты развивали концепцию Аристотеля, согласно которой общие идеи есть просто общие имена, но не общие вещи. Крайний номинализм пришел в противоречие с догматами христианского вероучения. Например, Росцелин отрицал существование Троицы и предстал перед Суасонским собором. Перед угрозой смерти отказался от своих взглядов.

Среднюю, умеренную позицию в этом вековом споре занимали сторонники концептуализма, который, отвергая крайний реализм, утверждал, что в единичных предметах существует нечто общее, выражаемое понятием. К сторонникам этого направления можно отнести Петра Абеляра, Фому Аквинского и других.

В рамках проблемы «универсалий» рассматривались различные теоретико-познавательные вопросы, сыгравшие значительную роль в развитии философского знания последующих эпох.

Вопросы для обсуждения на семинарах

1. Общая характеристика средневекового мировоззрения.

2. Периоды развития: патристика, схоластика.

3. Проблема «универсалий»: номинализм, реализм.

Литература

1. Аврелий Августин. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. М.: Республика, 1992.

2. Боэций Датский. О высшем благе, или о жизни философа. О вечности мира// Вопросы философии, 1994, №5.

3. Джованни Бонавентура. О возвращении наук к теологии// Вопросы философии, 1993, №8.

4. Соколов В.В. Средневековая философия: Учебное пособие для философских факультетов. и отделений ун-тов. М.: Высшая школа, 1979.

5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: