Решение. Запустите программу Деловая карта, для чего щелкните по иконе программы Деловая карта, созданной при инсталляции

Запустите программу Деловая карта, для чего щелкните по иконе программы Деловая карта, созданной при инсталляции, которая расположена на Рабочем столе вашего компьютера.

Откройте проект «ЭКЗ_Лебедянский.bpj». Для этого необходимо открыть закладку «Параметры», щелкнуть мышкой по кнопке Загрузить проект и в открывшемся окне выбора файла проекта выбрать проект «ЭКЗ_Лебедянский.bpj».

Сформируйте таблицу заказов Деловой карты. Для формирования таблицы заказов необходимо выполнить следующие действия.

1. Откройте закладку «Заказы» панели «Расчет доставки грузов» Деловой карты.

2. Щелкните по кнопке Куда на панели инструментов и в появившемся списке выберете пункт «Заполнить из выборки клиентов».

3. Щелкните по кнопке Откуда на панели инструментов и в появившемся списке выберете пункт «Склад».

Сформированная таблица заказов представлена на рис. 11. Кроме информации об адресах поставщиков (в данном случае единственного поставщика – склада) и потребителей, а также суммарного веса (или объема) каждого заказа, данная таблица содержит поля, в которые заносятся ограничения по каждому конкретному заказу: «Тип машины», «Загрузить после», «Загрузить до», «Разгрузить после», «Разгрузить до», «Продолжительность погрузки», «Продолжительность разгрузки» и ряд других. Кроме того, следующие поля используются для сохранения результата расчета в таблице заказов: «Время загрузки», «Время разгрузки», «Номер машины», «Номер точки загрузки», «Номер точки загрузки».

Рис. 11. Таблица заказов Деловой карты (фрагмент)

Сформируем таблицу транспорта Деловой карты. Данная таблица содержит две группы полей. Поля первой группы: «Номер», «Описание», «Грузоподъемность», «Максим. кол-во заказов», «Тип машины», «Использовать», «Категория транспорта», «Пропуска, лицензии» и ряд других, предназначены для идентификации транспортного средства и введения ограничений по его использованию. Поля второй группы: «Начало маршрута», «Конец маршрута, км», «Продолжительность маршрута, час», «Кол-во заказов», «Расход топлива, л», «Описание маршрута», предназначены для сохранения результатов расчета и заполняются автоматически по результатам расчета доставки грузов.

На рис. 12 представлена таблица транспорта Деловой карты, сформированная для рассматриваемого примера. В рассматриваемом примере используются все 30 единиц подвижного состава. Максимальное количество заказов, перевозимых автомобилем за один маршрут, составляет: 23 заказа для транспортных средств грузоподъемностью от 1500 до 5000 кг, 2 заказа для транспортных средств грузоподъемностью 10000 кг и выше.

Рис. 12. Таблица транспорта Деловой карты

Откройте закладку «Параметры» Деловой карты и установите параметры расчета маршрутов. Как было отмечено выше, Деловая карта обеспечивает выбор одного из четырех способов предварительного расчета маршрутов. Это алгоритмы, которым в соответствии с их свойствами присвоены следующие названия – «Начинать с отдаленных точек», «Выбирать попутные заказы», «Определять дальние направления» и «Искать самые выгодные совмещения». После предварительной раскладки заказов по машинам и оптимизации порядка их следования осуществляется дополнительная оптимизация путем попыток переноса заказов с одной машины на другую. Установим в качестве параметра оптимизации – минимизировать «Время» и воспользуемся возможностями всех четырех алгоритмов оптимизации для формирования набора допустимых маршрутов.

Для получения первого возможного решения задачи маршрутизации установим в качестве способа предварительного расчета маршрутов – «Начинать с отдаленных точек», как показано на рис. 13. Результаты расчета маршрутов необходимо сохранить в файле, данном случае «ЛебедянскийМаршрутизацияВар1.txt». Аналогично, будем сохранять в файлах результаты решения задачи маршрутизации, полученные другими способами, предлагаемыми Деловой картой.

Рис. 13. Закладка «Параметры» Деловой карты

Отройте закладку «Маршруты» Деловой карты и запустите процедуру расчета, щелкнув кнопкой мыши по инструменту «Рассчитать маршруты» Результаты расчета маршрутов представлены на рис. 14.

Рис. 14. Первое возможное решение задачи маршрутизации

(«Начинать с отдаленных точек»)

Таким образом, первое возможное решение задачи маршрутизации дает нам 17 маршрутов, которыми обслужено 78 заказов, общей протяженностью 920 км 959 м и общими затратами времени 71 час 38 минут.

Следует отметить, что заказы номер 13 и 56 не обслужены в данном варианте маршрутизации. Поэтому необходимо сформировать дополнительный маршрут, включающий в качестве начального и конечного пунктов склад и два пункта разгрузки заказов номер 13 и 56. Поскольку суммарный вес заказов составляет 207+789=996 кг, то целесообразно для перевозки этих грузов использовать автомобиль ГАЗ-3302 («Газель»), грузоподъемностью 1500 кг. Для проведения расчета дополнительного маршрута необходимо проанализировать данные, представленные в таблице транспорта Деловой карты, после расчета по первому варианту маршрутизации «Начинать с отдаленных точек». В этом варианте не используется автомобиль ГАЗ-3302 («Газель»), имеющий номер 6 в таблице транспорта. На эту единицу подвижного состава запланируем обслуживание заказов номер 13 и 56.

Планирование производится следующим образом:

1) открываем закладку «Параметры», где в качестве способа предварительной раскладки заказов по маршрутам выбираем пункт «Восстановить по номерам точек» (см. рис. 13) и сохраняем результаты расчетов в файле;

2) переходим на закладку «Заказы», где в таблицу заказов для 13 и 56 заказа заносим в поля «Номер машины», «Номер точки загрузки» и «Номер точки разгрузки» данные, как показано на рис. 15. Номера точек загрузки/разгрузки заказов, относящиеся к одной машине должны быть все разные, нумерация начинается с 1. Таким образом, в поля таблицы заказов «Номер точки загрузки» и «Номер точки разгрузки» заносится последовательность операций с грузом для каждой конкретной машины. В рассмотренном примере загрузка заказа номер 13 является первой операцией, а разгрузка данного заказа – четвертой операцией (см. рис. 15, верхняя строка таблицы заказов);

3) открываем закладку «Маршруты» и запускаем процедуру расчета.

Результаты расчета проложенного «вручную» дополнительного маршрута представлены на рис. 16.

Рис. 15. Таблицы заказов Деловой карты (прокладка дополнительного маршрута «вручную»)

Рис. 16. Проложенный «вручную» дополнительный маршрут

Таким образом, сформирован маршрут протяженностью 19 км 664 м, обслуживающий 2 заказа за время 1 час 42 минуты. Следует также отметить, что теперь по первому варианту маршрутизации обслужены все 80 пунктов, пробег подвижного состава на маршрутах составит 940 км 73 м, а общее время обслуживания – 73 часа 20 минут. Результат решения задачи маршрутизации по первому варианту «Начинать с отдаленных точек», сохраненные в файле «ЛебедянскийМаршрутизацияВар1.txt», представлены в Приложении 4.

Рассчитаем маршруты, указав в качестве способов предварительной раскладки заказов: «Выбирать попутные заказы», «Определять дальние направления» и «Искать самые выгодные совмещения». Результаты маршрутизации следует сохранить в текстовых файлах, указав в качестве имени файлов, соответственно, «ЛебедянскийМаршрутизацияВар2.txt», «ЛебедянскийМаршрутизацияВар3.txt» и «ЛебедянскийМаршрутизацияВар4.txt».

Рассчитаем затраты по каждому из вариантов маршрутизации. Для этого необходимо выполнить следующие подготовительные действия.

1. Откроем новую рабочую книгу MS Excel и изменим имя первого листа на Исходные данные.

2. Откроем текстовые файлы, содержащие результаты маршрутизации.

3. Скопируем данные, содержащиеся в текстовых файлах, и вставим их в рабочий лист MS Excel с именем Исходные данные. Результат выполнения этих действий представлен на рис. 17.

Рис. 17. Исходные данные для расчета затрат

Здесь мы видим, что каждая запись в текстовом файле начинается с идентификатора записи:

B – точка начала маршрута;

E – точка конца маршрута;

L – точка погрузки;

U – точка разгрузки.

После идентификатора идут записи, содержащие данные о маршруте.

Для точек начала и конца маршрута – это время, описание точки (склад, гараж и т.п.), расстояние до следующей точки погрузки/разгрузки/конца маршрута (для точки конца маршрута всегда равно 0).

Для точек погрузки/разгрузки: время прибытия в точку, номер заказа, адрес точки, расстояние до следующей точки погрузки/разгрузки/конца маршрута.

4. Откроем второй лист рабочей книги MS Excel и изменим его имя на Расчет затрат.

5. Создадим таблицу, содержащую исходные данные и результаты расчета затрат. Внесем необходимые надписи в ячейки A2:H2, как это изображено на рис. 18.

Рис. 18. Экранная форма расчета затрат

6. В ячейки A3:A20 введем порядковые номера маршрутов.

7. В ячейки B3:B20 введем порядок обслуживания заказов на каждом маршруте.

8. В ячейки C3:C20 введем модель/тип подвижного состава, используемого на каждом маршруте.

9. В ячейки D3:D20 введем значения используемого тарифа.

10. В ячейки E3:E20 введем значения количества обслуженных заказов на каждом маршруте.

11. В ячейки F3:F20 введем значения суммарного веса заказов всех клиентов, обслуженных данным маршрутом.

12. В ячейки G3:G20 введем значения времени работы транспортного средства на маршруте.

13. В ячейку H3 введем формулу: =ЕСЛИ(G3>4; D3*ОКРУГЛВВЕРХ(G3;0);D3*4), вычисляющую величину затрат на первом маршруте, и распространим ее на весь диапазон ячеек H3:H20, содержащих величину затрат на каждом маршруте. Затраты рассчитываются умножение почасового тарифа на расчетное время работы транспортного средства на маршруте (время маршрута), округленное в большую сторону. Если время маршрута менее 4-х часов, то плата взимается за полные 4 часа работы транспортного средства.

14. В ячейку H21 введем формулу: =СУММ(H3:H20), которая позволяет рассчитать суммарные затраты на транспортировку.

Остальные вычисления, выполненные на рабочем листе, носят вспомогательный характер. Это относится к суммам, вычисляемым по столбцам: «Обслужено заказов», «Доставлено, кг» и «Время маршрута, ч».

Результаты расчета затрат по первому возможному решению задачи маршрутизации «Начинать с отдаленных точек» представлено в табл. 4.

Аналогично проведем расчет затрат по второму, третьему и четвертому возможному решению задачи маршрутизации, когда в качестве способа предварительной раскладки заказов по транспортным средствам выбрано, соответственно: «Выбирать попутные заказы», «Определять дальние направления» и «Искать самые выгодные совмещения». Результаты расчетов представлены в табл. 5, 6 и 7.


Таблица 4

Первое возможное решение задачи маршрутизации

(«Начинать с отдаленных точек»)

Маршрут Порядок обслуживания заказов Автомобиль Тариф, руб./ч Обслужено заказов Доставлено, кг Время маршрута, ч Затраты, руб.
  0-6-17-18-78-0 Газель       3,80  
  0-5-25-67-62-64-70-63-22-0 Газель       5,43  
  0-55-57-14-68-61-73-72-0 Газель       5,12  
  0-75-0 Газель       1,70  
  0-23-76-0 Газель       2,17  
  0-56-13-0 Газель       1,70  
  0-8-31-42-35-40-44-47-26-0 Газель       5,73  
  0-65-66-15-54-60-69-1-0 Газель       5,60  
  0-58-59-34-12-30-29-0 Газель       5,22  
  0-21-19-0 Газель       1,42  
  0-3-77-79-74-80-0 MB       4,25  
  0-71-0 MB       1,62  
  0-11-9-51-48-50-52-33-0 MB       5,93  
  0-24-43-38-36-41-28-7-0 ЗИЛ       5,92  
  0-20-2-4-27-46-32-0 ЗИЛ       5,18  
  0-53-39-37-0 ЗИЛ       3,73  
  0-16-45-0 20-фут.       3,93  
  0-49-10-0 40-фут.       4,90  
Сумма     73,35  

Таблица 5

Второе возможное решение задачи маршрутизации

(«Выбирать попутные заказы»)

Маршрут Порядок обслуживания заказов Автомобиль Тариф, руб./ч Обслужено заказов Доставлено, кг Время маршрута, ч Затраты, руб.
  0-21-4-3-65-66-48-0 Газель       4,82  
  0-19-2-20-0 Газель       2,00  
  0-31-29-28-9-11-7-26-0 Газель       4,57  
  0-23-69-64-70-63-22-0 Газель       3,65  
  0-77-76-79-0 Газель       2,35  
  0-73-72-64-62-67-68-61-0 Газель       4,92  
  0-30-44-47-37-39-55-54-60-1-0 Газель       6,82  
  0-75-0 Газель       1,70  
  0-6-17-18-0 Газель       3,15  
  0-52-33-36-42-34-0 Газель       4,52  
  0-56-13-0 MB       1,72  
  0-78-74-80-0 MB       3,03  
  0-8-27-57-14-59-15-58-51-50-38-43-10-0 MB       8,87  
  0-24-40-35-12-41-0 ЗИЛ       4,72  
  0-46-45-0 ЗИЛ       3,40  
  0-5-25-53-0 ЗИЛ       3,75  
  0-16-71-0 20-фут.       3,37  
  0-49-32-0 40-фут.       4,92  
Сумма     72,25  

Таблица 6

Третье возможное решение задачи маршрутизации

(«Определять дальние направления»)

Маршрут Порядок обслуживания заказов Автомобиль Тариф, руб./ч Обслужено заказов Доставлено, кг Время маршрута, ч Затраты, руб.
  0-79-15-54-59-57-52-64-1-0 Газель       7,03  
  0-23-76-0 Газель       2,17  
  0-19-48-55-68-0 Газель       4,03  
  0-20-11-50-51-0 Газель       4,12  
  0-34-36-58-67-60-78-0 Газель       5,80  
  0-3-73-69-14-12-5-0 Газель       5,22  
  0-72-42-41-32-7-0 Газель       4,30  
  0-77-61-66-39-37-40-35-9-0 Газель       6,55  
  0-27-44-47-43-10-29-28-65-63-25-0 Газель       6,82  
  0-21-2-4-8-31-30-38-26-0 Газель       5,52  
  0-6-71-0 MB       2,43  
  0-56-13-0 MB       1,72  
  0-53-33-0 ЗИЛ       3,50  
  0-75-80-62-46-0 ЗИЛ       5,00  
  0-17-18-22-70-24-0 ЗИЛ       5,37  
  0-16-45-0 20-фут.       3,93  
  0-49-74-0 40-фут.       5,87  
Сумма     79,37  

Таблица 7

Четвертое возможное решение задачи маршрутизации

(«Искать самые выгодные совмещения»)

Маршрут Порядок обслуживания заказов Автомобиль Тариф, руб./ч Обслужено заказов Доставлено, кг Время маршрута, ч Затраты, руб.
  0-67-15-58-54-59-60-70-63-22-0 Газель       6,52  
  0-55-57-14-68-61-62-69-64-1-0 Газель       6,18  
  0-18-17-6-0 Газель       3,17  
  0-8-27-31-28-29-9-11-7-0 Газель       5,07  
  0-56-13-0 Газель       1,70  
  0-21-4-3-20-2-19-0 MB       3,58  
  0-24-23-5-0 ЗИЛ       2,73  
  0-51-48-50-37-39-38-66-65-71-25-0 ЗИЛ       7,52  
  0-73-72-33-36-42-41-12-34-32-43-10-0 ЗИЛ       7,55  
  0-78-77-79-76-75-74-80-0 ЗИЛ       5,57  
  0-47-44-35-40-46-30-26-0 ЗИЛ       5,57  
  0-53-45-0 20-фут.       3,43  
  0-16-0 20-фут.       2,08  
  0-52-49-0 40-фут.       4,83  
Сумма     65,50  

Выводы. Четвертое возможное решение задачи маршрутизации «Искать самые выгодные совмещения» явно выигрывает как по времени обслуживания клиентов, так и по общим затратам по сравнению с другими вариантам (см. табл. 4 – 7). Эффект здесь получен за счет того, что в данном варианте в ходе предварительной раскладки заказов по транспортным средствам использован, в основном, более грузоподъемный подвижной состав: автомобили ЗИЛ-4331, грузоподъемностью, до 5000 кг, в количестве 5 ед., тягачи с полуприцепами, предназначенными для перевозки 20 фут. и 40 фут. контейнеров, в количестве 3 ед. В результате чего общее количество единиц использованных транспортных средств сократилось с 18 в первом и втором возможных решениях задачи маршрутизации (см. табл. 4 и 5) и 17 в третьем возможном решении задачи маршрутизации (см. табл. 6) до 14 в данном случае (см. табл. 7).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: