Тренинги «попса» культивируются в зарубежных (частично российских) компаниях с жесткой корпоративной культурой. Там не допускается отхода от общепринятых правил и норм поведения. Поэтому творчество на тренинге тоже не поощряется.
Тренинги «шансон» приветствуются в компаниях с размытой корпоративной культурой. Там неважно, каким образом будет достигаться результат, важно его достижение. Поэтому поощряется накопленный опыт и поиск новых путей.
Немногие компании понимают необходимость тренингов «джаз», так как эти тренинги подразумевают под собой глубинную перестройку всей системы с целью создания самообучающейся структуры. Это компании нового поколения, построенные по принципу самообучения и командного управления.
Как правило, руководители российских компаний хотят небольших изменений без затраты усилий, но с получением максимального эффекта. Поэтому покупают тренинги «попсы» или «шансона», получая кратковременный эффект, не влияющий на изменение системы в целом.
Сравнительная таблица видов тренингов
«Попса» | «Шансон» | «Джаз» | |
Структура тренинга | Заранее расписана, жесткая. | Заранее расписана, не жесткая. | Заранее известны конечные цели, не жесткая. |
Роль тренера | Учитель, «звезда» | Учитель-наставник | Наставник, эксперт |
Содержание тренинга | Заранее написано, основывается на представлениях тренера (школы). | Заранее написано, может меняться в зависимости от опыта участников. | Заранее написаны основные ключевые моменты, создается совместно в процессе работы на тренинге. |
Результат тренинга | Предсказуем, часто баллирован, не зависит от состава группы. Зависит от артистизма и харизмы тренера. | Частично предсказуем, зависит от дополнительных факторов мотивации участников. В меньшей степени зависит от артистизма тренера. | Предсказуем в рамках системы. Зависит от работы группы, которую тренер приводит к самостоятельному поиску информации. |
Разделение ответственности за результат | Полностью на тренере. | В основном, на тренере, частично передается слушателям. | Тренер отвечает на процесс достижения результата, за сам результат – группа. |
Долговременность и глубина усвоения материала | Поверхностное усвоение на уровне знаний о существовании навыков. Краткосрочные изменения поведения на уровне деятельности. | Понимаются собственные шаблоны поведения и необходимость их изменения. Более длительный эффект на уровне способностей. | Долговременный эффект. Глубокое усвоение самостоятельно полученной информации. Изменения на уровне ценностей и убеждений. |
Подготовка тренера | В рамках материала тренинга. | В рамках темы тренинга и прилегающей к ней областей знаний. | В рамках темы тренинга и прилегающих к ней областей. Знания и опыт управления группой. Личностная проработка. |
Раздаточный материал | Объемный, не зависит от специфики группы. | Объем меньше, частично изменяется в зависимости от специфики группы. | Объем небольшой, так как в процессе тренинга группа дополняет и самостоятельно создает необходимые ей материалы. Полностью зависит от специфики группы. |
Длительность | Кратковременные | Долговременные | Долговременные |
Доходность и известность тренеров | Быстрый заработок и известность в массах. | Средний заработок и известность среди специалистов. | Много не зарабатывают, известны и уважаемы в узком круге профессионалов. |
Виды компаний | С жесткой корпоративной культурой. | С размытой корпоративной культурой. | Самообучающиеся компании. |
Выводы:
Существуют тренинги «под заказ» и «под идею». От того, какое тренер выбирает направление, зависят выбранные им роли.
В тренинге «под заказ» роли продюсера и сценариста выполняют заказчики. Тренеру остается реализация их идей - частичная, или полная.
В тренинге «под идею» роли продюсера, сценариста, режиссера, оператора и актера отданы тренеру. С одной стороны у него возникает простор творчества, с другой стороны – он должен сами искать заказчика, которому созданный тренинг будет необходим.
Тренер может создать один из трех видов тренингов в зависимости от поставленных целей и его личностных предпочтений. Это тренинги «попса», «шансон» и «джаз». В каждом из них есть свои плюсы и минусы.
Личный профессионализм и глубина знаний тренера напрямую не связаны с его материальным благополучием и известностью. Материальное благополучие и известность получат скорее тренеры «попсы». Профессионализм и глубину знаний - найдете у тренеров «джаз». Можно выбрать средний путь – это будет «шансон».
Вид тренинга зависит от корпоративной культуры компании. Жесткая корпоративная культура предполагает проведение тренингов «попсы». Размытая корпоративная культура – тренинги «шансон». Самообучающиеся организации – тренинги «джаз».
ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ
ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНИК
Р азрабатывая программу нового тренинга, психолог практически всегда оказывается перед очевидной альтернативой: либо найти готовый сценарий необходимого тренинга (в литературе, в Интернете, у коллег, в заветной методической папочке или где-нибудь еще), либо придумать свой собственный. С одной стороны, готовый сценарий имеет ряд преимуществ: во-первых, само собой, не надо самому напрягаться; во-вторых, есть основания считать его «работающим» — как-никак автор его, вероятно, испробовал, «обкатывал», а значит, и гарантии эффективности имеются; в-третьих, зачем вообще изобретать велосипед, если люди давно выдумали не только велосипед, но и самые различные его модификации? Думается, начинающему тренеру эти аргументы покажутся вполне достаточными для осуществления выбора в пользу готового сценария.
Однако, с другой стороны, вовсе не факт, что нужный психологу тренинговый сценарий найдется или вообще существует в природе. Ведь возникающие перед специалистом проблемы могут оказаться весьма специфичными, а значит, никуда не деться от необходимости разрабатывать программу тренинга самому. Разумеется, программа может быть авторской, но составлена из давно известных упражнений. Вместе с тем часто случается так, что и упражнений, направленных на достижение выбранных вами целей, нет или их не удается обнаружить.
Что же делать в таком случае? Создавать собственные тренинговые технологии и упражнения! Это вполне по силам любому заинтересованному психологу-тренеру, если знать некоторые простые приемы.
Список приемов, описываемых ниже, конечно же, нельзя считать исчерпывающим. Но их использование позволит вам стать создателем оригинальных тренинговых техник.
Важнейший принцип, лежащий в основе почти всех этих приемов, — принцип метафоризации. Метафоризация означает перенос свойств одних предметов или явлений на другие. Трансформируя старое и известное в новое и пока никому не известное, мы с помощью метафоры, как волшебники, превращаем одно в другое. Можно предположить, что метафоризация является одним из важнейших механизмов творчества.
Этапы работы по созданию тренинговых техник могут быть такими: