Шуйские истоки творчества К. Д. Бальмонта. Анализ биографического романа «под Новым Серпом»

Малая Родина Константина Дмитриевича Бальмонта Гумнищи – это сельцо, впервые упоминаемое в документах 1667 г., как вотчина помещиков Андрея и Тихона Болотниковых. Оно одно из реальных мест, описанных К.Д.Бальмонтом в романе "Под новым серпом". Автор называет его Большие Гумна, "которая по прихоти невесты, для красоты тотчас была переименована и стала зваться Большие Липы, а прозвище Большие Гумна осталось только за деревушкой, примыкавшей к усадьбе и состоявшей всего-навсего из нескольких дворов". Истории села К.Д.Бальмонт в своём романе уделяет мало внимания. В основном он описывает прекрасную природу: парк, пруд и леса. В работе Д.В.Ойнаса, С.А.Зыряновой и А.И.Сорокина1 есть детальное описание парка и пруда в Гумнищах. Они говорят, что сохранившийся усадебный парк несёт в себе следы планировки XVIII века: большой пруд, беседка, цветочный плодовитый сад. Эти элементы достаточно типичны для первой половины XIX века и отражают опаздывающее распространение веяний романтизма.

Совершенно ясно, что формирование К.Бальмонта как поэта, как личности происходило именно в Гумнищах. Не зря он вспоминает о них постоянно, во многих произведениях мы слышим его хвалебные песни малой Родине – Гумнищам.

Немалое влияние на формирование личности поэта оказали его родители – Вера Николаевна и Дмитрий Константинович. Их имена в романе изменены, поэтому мать поэта – Ирина Сергеевна Гиреева, а отец – Иван Андреевич.

В своём произведении2 К. Бальмонт даёт матери вполне полную и правдивую характеристику: "Ирина Сергеевна была дочерью жившего в Москве отставного генерала, кончила с шифром Екатерининский институт, гордилась своей начитанностью, <...> владела несколькими иностранными языками, <...>, любила также веселье, и танцы, и вниманье, <...>, и очень гордилась тем, что в её жилах текла хорошая великорусская кровь, а также казацкая и татарская". Действительно, Вера Николаевна окончила Екатерининский институт в Москве, владела иностранными языками, особенно хорошо – французским, всю жизнь много читала. Свою


1 Ойнас Д.В., Зырянова С.А., Сорокин А.И. Усадьба Гумнищи. К вопросу реконструкции / К. Бальмонт и мировая культура: Сб. науч. статей I международной конференции 2—4 октября 1994 г. Шуя, 1994.

2 Бальмонт К.Д. Под Новым Серпом // Автобиографическая проза / Сост. А.Д. Романенко. М., 2001.

родословную она вела от татарского князя Белый Лебедь Золотой Орды. В романе К.Бальмонт даёт очень интересные описания своей матери "женщина капризная и мечтательная", "рыженькая барышня", "Искра", "Ирис".

У Веры Николаевны и Дмитрия Константиновича было семь сыновей. Имена братьев К.Бальмонта в романе также изменены: старший брат Николай – это Игорь, Аркадий – Глеб, Александр – Павлуша, Дмитрий – Всеволод. О двух братьях, Владимире и Михаиле в романе не упоминается. Все они были "избранниками судьбы, и каждому волшебницы подарили много даров".

Не менее трогательно Бальмонт пишет и об отце. "Гораздо удачнее был Иван Андреевич в своей общественной деятельности. Он увлёкся земством, сперва был одним из самых видных членов земской управы города Шушуна (так в романе называется Шуя), а потом десятки лет председателем её" – пишет Бальмонт в своём романе. Да, действительно, как земский деятель отец Бальмонта оставил в Шуе благодарную память. С его именем связано строительство школ в уезде, земской больницы в Шуе, достройка здания мужской гимназии, организация врачебной помощи.

Работа и увлечения его родителей помогли маленькому мальчику найти своё место в жизни. Становление его как личности, складывание его ума и развитие жизненных принципов происходило именно в Гумнищах. Но дальнейшее формирование личности уже в Шуе, куда семья Бальмонтов переезжает в 1876 году.

Поэт был тесно связан с Шуей более 8 лет, пока с 1876 по 1884 год учился в Шуйской мужской гимназии (ныне средняя школа №2). Шуйская мужская классическая гимназия была основана в 1873 году как четырехклассная прогимназия. Через три года она стала шестиклассной, а 25 декабря 1882 года восьмиклассной. Учебные занятия в гимназии начались в 1879 году. В 1900 году в гимназии обучалось около ста учеников и было 15 преподавателей. Высока была профессиональная компетентность преподавателей. В гимназии любили музыку, театр, литературу, знаменит был гимназический хор, известностью пользовался оркестр народных инструментов, часто проводились литературно-музыкальные вечера, концерты. Всё это, несомненно, повлияло на духовное развитие будущего поэта.

В приготовительном классе К.Бальмонт был лучшим учеником и уже в половине года, вопреки всем законам, ему была выдана похвальная грамота. Предметы в гимназии были почти такие же, какие сейчас мы изучаем в школе: география, физика, арифметика, тригонометрия, логика, аналитическая геометрия были самостоятельными дисциплинами и успешно изучались гимназистами. История в гимназии тоже была и делилась на курсы: "История древнего мира", "История средних веков", "История нового времени", изучалась "Русская история": "Русь удельно-вечевая" (862 – 1462), "Русь Московская и Литовская" (1462 – 1682), "Русь – империя".

Поведение К.Бальмонта, кроме приготовительного класса, отмечалось всегда баллом "4". В книге протоколов педагогического совета гимназии отмечается невнимание и рассеянность ученика Бальмонта К. В Шуйской гимназии К.Бальмонт учился до 1884 года. Именно в этом году за принадлежность к революционному кружку он был исключён из гимназии.

Конечно, К. Бальмонт не оставил без внимания пейзажи Шуи, её прекрасную природу: "Дом, куда Гиреевы переехали, стоял очень красиво. Перед ним была большая четырёхугольная лужайка, налево - церковь, направо - склон вниз, дорога к Заречью, двор выходил задней своей стороной на зелёный вал, под валом река, мельница, дальше заливные луга, широкая равнина, далёкие леса". Мы знаем, что этот двухэтажный дом находится на Садовой улице, раньше его задняя часть выходила в сад и на крутой берег реки Тезы с прекрасными видами на заречные дали. Несомненно, Шуя, как промышленный и культурный центр того времени, оказал большое влияние на мальчика, на его развитие, восприятие жизни, на его симпатии. Он стал другим, духовно изменился.

Жоржик (под таким именем К.Бальмонт выводит в романе себя) посадил в землю три зёрнышка и наблюдал за ними. Научила этому его мама. Сажая зёрнышки в землю, мы не задумываемся, почему они растут, как они выходят из земли. А Жоржику было интересно всё. Маленький ребёнок посадил зёрнышки в землю, постоянно наблюдал за ними, а когда росточки появились из земли, Жоржику они показались волшебными, таинственными. "Детские глаза, нетерпеливясь, будут очень скоро, чуть не с завтрашнего дня, смотреть с любопытством, не появились ли из земли зелёные былинки, не пробился ли хотя бы один зелёный стебелёк". Мальчик готовится начать свой жизненный путь, он только учится узнавать все тайны окружающего мира, которые так чудесны и волшебны для его чистой души. В этом тексте содержится и характеристика окружающего мира, и чувства, представления Жоржика об этом мире. Мать и сын вместе любуются этим чудом, они зачарованы, они видят и чувствуют то, что неподвластно другим наблюдателям: "Они вместе любовались на травку, и оба одинаково радовались, что Солнце входит в комнату широким лучом и греет". Мать Жоржика, Ирина Сергеевна, всегда стремилась к душевной красоте своих сыновей, воспитывала в них любовь ко всему живому. Жоржик, как самый чувствительный ребёнок, воспринимал всё то, что кажется нам с вами обыкновенным, как чудо, как волшебный знак из фейного царства.

В этом отрывке К.Д.Бальмонт использует свой любимый образ Солнца. В его творчестве вообще много символов, неслучайно его называют поэтом-символистом. Солнце – это символ вечного обновления, неслучайно К.Бальмонт говорит: "Поэт – сын солнца". В 1904 году К.Д.Бальмонт специально впишет в записную книжку слова, соотносящиеся с этим символом: утро, рассвет, полдень, закат, свеча, факел, пламя. Кроме того, в восприятии К.Д.Бальмонта Солнце воплощало собой мужское начало, в то время как Луна – женское". Этот символ Солнца поэт пронёс сквозь всё своё творчество, недаром слово Солнце он всегда пишет с большой буквы.

К. Бальмонт старается показать все чудеса окружающего мира, чтобы сблизить нас с природой. Но тут же Константин Дмитриевич проводит параллель между рождением росточка и рождением его маленького брата Павлуши: "Явление этого ребенка он ощутил как чудесное и совсем необыкновенное. Но явление зелёной травки, выросшей из тёмного зерна, зарытого в тёмную землю, он ощутил, как что-то более чудесное и более необыкновенное".

Поражает мелодичность и напевность прозы К.Бальмонта. Кажется, что читаешь не прозу, а стихотворение. Правильно было сказано А.Бахраком в газете "Дни", что "Под Новым Серпом" – большая, без малого лирическая поэма, вся насквозь пропитанная вольным, а должно быть ещё чаще и невольным поэтизированием автора-поэта».

Стиль Бальмонта не похож на остальные. Если обратиться к лексике, то мы увидим, что все слова передают ощущение радости, ликования: чудо, бессмертие, душа, ликующая песня, счастье. Одновременно автор сочетает философский подход к теме счастья и детское восприятие этого чувства, поэтому использует ласкательно-уменьшительные суффиксы: слабенький, росточек, желтоватый, а так же прилагательные: светлое, чудесное, которые украшают описание и помогают почувствовать момент счастья. К.Бальмонт использует все эти средства для того, чтобы показать нам, как ребенок, его детская душа, воспринимает этот мир. Оживляет картину описания прямая речь и обращения: "Мама, мама, посмотри, что у меня есть!" – воскликнул Жоржик в полном восторге". Такое разнообразие оживляет речь, синтаксические конструкции делают её богатой и эмоциональной.

Да, Жоржик видит самый обыкновенный росток, и ему кажется, что он волшебный. Но ведь это действительно маленькое чудо: "А вправду, не есть ли это маленькое чудо самое большое из всех чудесных явлений ежедневности? Не поёт ли хлебное зерно, прорастая, самую громкую песню… Кто расслышал эту песню и всю её пропел, песню зерна? Но душа ее слушает. И душа ребенка её слышит". А благодаря К.Бальмонту эту песню слышим и мы.

Прочитав автобиографический роман К.Бальмонта "Под Новым Серпом", я познакомился не только с его героем Жоржиком Гиреевым, но и увидел, в каком мире жил будущий поэт, что влияло на формирование его личности, как развивалась и открывалась творчеству его душа. Не зря наш прославленный земляк называет своё детство "золотым", а усадьбу Гумнищи "раем белоснежным, раем голубым". Все самое доброе, нежное и красивое он вынес оттуда и сохранил на всю жизнь. Большую роль в развитии личности сыграла и гимназия, хотя в романе нет слов особой любви и признательности ей. Но через много лет, в 1917 году, Бальмонт, будучи известным поэтом, последний раз навестит свой родной край и, выступая в гимназии, поблагодарит всех своих преподавателей. Хочется подчеркнуть, что роман был написан спустя долгие годы, уже в эмиграции. У поэта появилась потребность вернуться к своим истокам, к своим корням, вернуться на свою малую Родину. Знакомясь с романом, мы не только узнаем о жизни поэта, но и по-новому смотрим на нашу природу, открываем для себя что-то новое, а главное – учимся любить, потому что весь роман пронизан любовью ко всему окружающему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: