Что представляет собой мир?

Всякое мышление основывается отчасти на предшествующих убеждениях. Полная философская или научная система стремится точно сформулировать все релевантные ей предшествующие убежде­ния. Это трудная задача, и немногие авторы, если таковые есть вооб­ще, способны в настоящее время выполнить ее. Хотя у нас нет наме­рения пытаться построить здесь и сейчас полную систему, мы все же обязаны попробовать ясно сформулировать некоторые наши наибо­лее важные убеждения, положенные в ее основание. Первое из этих убеждений касается того, каким мы представляем себе мир.

Мы считаем доказанным, что мир реально существует и что че­ловек постепенно приближается к его пониманию. Занимая эту пози­цию, мы с самого начала пытаемся ясно показать, что речь пойдет именно о реальном мире, а не о мире теней, состоящем исключитель­но из бесшумно проносящихся людских мыслей. Но, кроме того, нам хотелось бы открыто выразить и наше убеждение в том, что мысли людей также реально существуют, даже если соответствие между тем, что считают реально существующим, и тем, что действительно суще­ствует, непрерывно изменяется.

Мир, существование которого мы предполагаем, обладает дру­гим важным свойством - интегральностью. Под этим мы подразу­меваем, что мир функционирует как единое целое, со всеми его во­образимыми частями, находящимися в строгом соотношении друг с другом. На первый взгляд это может выглядеть несколько неправдо­подобно, поскольку, казалось бы, существует более тесная связь между движениями моих пальцев и действием клавишей пишущей машинки, чем, к примеру, между любым из этих событий и ценой на молоко яка в Тибете. Но мы убеждены в том, что в конечном счете все эти события — движения моих пальцев, действие клавишей и цена на молоко яка - соединяются. Только в ограниченной части мира, именно той его части, какую мы называем землей, и в рамках того временного промежутка, который мы сознаем как нашу эру, два из трех этих событий неизбежно кажутся теснее связанными друг с другом, чем любое из них - с третьим. Простой способ сказать это иначе — заявить, что время обеспечивает конечную связь во всех отношениях.

Можно выразить ту же мысль посредством экстраполяции известного математического соотношения. Рассмотрим коэффициент корреляции между двумя переменными. Если такой коэффициент от­личен от нуля и если он выражает линейную связь, то бесконечное увеличение дисперсии одной переменной заставит его стремиться к единице как пределу. Следовательно, величина коэффициента корре­ляции прямо пропорциональна широте перспективы, в которой мы рассматриваем коррелируемые переменные. И это, по существу, вер­но для всех взаимосвязей в нашем мире.

Еще одно важное, предшествующее нашей теории убеждение состоит в том, что мир можно измерять по оси времени. Другими словами, мир непрерывно изменяется относительно самого себя. По­скольку время является единственным измерением (dimension), кото­рое мы должны учитывать, если собираемся рассматривать измене­ние, мы выбрали этот специфический способ сказать о том, что в нашем мире что-то всегда продолжается. По сути, это способ суще­ствования мира; мир существует тем, что он происходит. Фактичес­ки мы пытались выразить ту же идею, когда немного раньше заявили, что мир является реально существующим. И в самом деле, изо дня в день мир занят делом существования. Трудно представить себе, на что был бы похож мир, если бы он просто находился здесь и бездей­ствовал. Философы пытались рассматривать такой мир, но почему-то никогда не продвигались далеко с подобным представлением о нем.

Итак, в этом разделе мы выделили три наиболее важных убеж­дения о мире, предшествующих построению нашей теоретической системы. Во-первых, мир реален, а вовсе не плод нашего воображе­ния. Во-вторых, весь мир работает согласованно, наподобие часово­го механизма. И в-третьих, мир есть нечто такое, что продолжается все время, а не просто остается неподвижным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: