Перемены 90-ых годов

Несмотря на реформы, проведенные в 70-е годы, ощущение несовершенства

государственного аппарата у граждан, в том числе и у самих государственных служащих,

сохранялось, а на рубеже 80-90 годов стало еще более острым. "Впервые более чем за

сто лет возникла драматическая необходимость решать, какая гражданская служба нужна

американскому федеральному правительству и какую оно заслуживает"12. Это связано и с

осмыслением неудачного опыта рейгановской администрации, которая пыталась решать

современные проблемы на базе воскрешения идеалов и организационных принципов,

присущих "добрым старым временам" ХIХ в., и с тем, что сложность и размеры

правительства стали заметно превышать его эффективность, и с бюджетным кризисом, и

с обозначившейся неадекватностью иерархических правительственных структур

"вызовам" постиндустриального общества. Общий вектор эволюции совершенствования

госслужбы США, как и в Англии, явно повернулся в сторону "нового менеджеризма", т.е.

приближения форм и методов деятельности администрации к рыночным принципам и

механизмам, к "дерегуляции" и приватизации. Весьма существенно, что этот вектор

совпадает с хоть и потускневшией, но живой американской традицией: при решении

проблем поменьше апеллировать к бюрократии, а больше действовать самому или же

посредством гражданской, основанной на самоорганизации, кооперации людей, т.е.

институтов гражданского общества. В частности, для администрации это означает

смещение акцента в характере ее ответственности: от парламентской - к ответственности

перед гражданами как "клиентами" администрации, потребителями ее "услуг".

Доклад Комиссии вице-президента А.Гора, посвященный вопросам реформы

государственного управления, воспроизводил те же общественные диагнозы и ожидания:

создать правительство, которое стоит меньше, а работает лучше; Вашингтон переполнен

организациями, созданными под ныне не существующие ситуации; отчитываться следует

не за процесс, а за результат; следует децентрализовать кадровую политику; нужно

трансплантировать в работу бюрократии некоторые аспекты бизнеса, в частности -

борьбу за клиента, создать "культуру государственного предпринимательства" и т.п. 13 Как

писали ведущие американские специалисты в этой области, «Федеральное

правительство пытается использовать административную технологию времен первых

паровых машин для управления нацией в информационный век. Поэтому неудивительно,

что программы часто проваливаются, граждане остаются разочарованными их

результатами, деньги растрачиваются попусту, а общественное недоверие к

правительству растет. Конечно, было бы несправедливо возлагать всю вину за это на

систему приема и продвижения на гражданской службе. Но в то же время было бы глупо

пытаться исправить частности, не проведя сперва фундаментальной реформы системы.

Проблемы, стоящие перед правительством, возрастают, и одновременно увеличивается

их укорененность в человеческих проблемах. Только решение, основанное на

человеческом факторе, способно принести успех»14. Таковы были "перестроечные"

"лозунги дня" для американской гражданской службы. Интегрирующей стала идея, что

следует радикально изменить сам принцип деятельности правительства - сделать сдвиг


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: