Отражением нового курса в государственном хозяйственном управлении всех развитых стран являются общенациональные программы укрепления конкурентоспособности, принятые в 80-е – первой половине 90-х годов за рубежом. В докладе по вопросам конкурентоспособности, подготовленном Генеральным ревизионным управлением США в августе 1993 г., дается следующее разъяснение: «Общепринятое определение конкурентоспособности на национальном уровне предполагает возможность нации достигать предельных уровней производительности, позволяющих поддерживать растущие стандарты жизни в комплексном мировом хозяйстве».
В настоящее время становится все более очевидным, что без создания соответствующего экономического механизма, автоматически ориентирующего предприятия на мировые параметры уровня производительности труда и качества продукции, невозможно добиться стабильных положительных результатов.
Проблема конкурентоспособности российской продукции как на мировом, так и внутреннем рынках в настоящих условиях становится проблемой национальной безопасности. Однако, на практике пока не сделано каких либо шагов в решении этой проблемы, имеющих практическое значение. Согласно данным о конкурентоспособности национальных, народнохозяйственных комплексов стран мира, рассчитываемых ежегодно авторитетными международными организациями, Россия в 90-е годы занимала последние места из десятков стран, включаемых в обзоры, после ряда развивающихся стран Африки, Латинской Америки и даже государств бывшего СЭВ и СССР. Это объясняется следующими причинами. При уменьшении экономического потенциала (по сравнению с бывшим СССР примерно наполовину) внешнеэкономическая нагрузка на Россию, как отмечалось выше, возросла.
|
|
Одним из косвенных показателей конкурентных возможностей российской промышленности является показатель, характеризующий динамику производства по отдельным отраслям.
Сокращение объемов производства в основных «валютоемких» отраслях, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе, свидетельствует лишь о сокращении внутреннего спроса в связи с кризисным состоянием экономики в целом и отечественных отраслей-потребителей сырья и топлива при формировании поставок на экспорт. При этом сам экспорт, который, как отмечалось выше, имеет ярко выраженную сырьевую направленность, в 1991 – 1999 гг. рос за счет увеличения его физических объемов более чем на 44% при снижении средних контрактных цен более чем на 22%. Рост физического объема вывоза товаров за рассматриваемый период по основной номенклатуре происходил более быстрыми темпами, чем их производство.
|
|
В 1991 – 1999 г. добыча нефти сократилась на 35% при росте ее вывоза за рубеж в 2,4 раза, природного газа – более чем на 7% и в 2,3 раза соответственно. Производство нефтепродуктов снизилось на 63%, их экспорт возрос почти в 2 раза, минеральных удобрений на 33 и 57%, целлюлозы – на 73% и в 3,2 раза. Заготовки круглого леса упали на 67%, его экспорт увеличился на 82%.
Это привело к увеличению экспортных квот фактически по всем основным товарам российского экспорта, уровень которых достиг предельной величины, ограничив дальнейшую возможность его экстенсивного развития.
Улучшение ситуации по итогам 1997-1999 гг. в топливном комплексе произошло в решающей степени за счет улучшения конъюнктурных факторов мирового рынка в 1999 г. В 2000 г. такие возможности заметно сократились после мартовского решения стран-членов ОПЕК о повышении с 1 апреля 2000 г. квот на добычу и экспорт нефти, что сразу же привело к снижению ее мировых цен.
К числу отраслей, начавших работу в режиме импортозамещения, относятся химия и нефтехимия, легкая промышленность, лесопромышленный комплекс, машиностроение, черная и цветная металлургия, производство строительных материалов. По итогам 1999 г. в этих отраслях был отмечен наибольший годовой прирост объема производства.
Прирост объема производства в указанных отраслях как в 1998 г., так и в 1999 г. объясняется ростом внутреннего спроса со стороны не только конечного потребления, но и промежуточных отраслей-потребителей (инвестиционный и сельскохозяйственный секторы, торговля, железнодорожный транспорт, химическая, легкая и пищевая промышленность). С этим в основном связано увеличение выпуска продукции в машиностроении в целом и его отдельных отраслях.