Научно-методические основы реализации содержательной линии «Информация и информационные процессы»: Методика изложения учебного материала по вопросам, связанным с информацией, информационными процессами. Формирование представлений о сущности информационных процессов в системах различной природы. (Лабораторные работы, семинары). Научно-методические основы реализации содержательной линии «Представление информации»: Содержание и методика, изучения способов представления информации. Развитие понятия о языке как средстве представления информации. Формирование представлений о кодировании информации. Различные подходы к определению количества информации. (Лабораторные работы, семинары). Научно-методические основы реализации содержательной линии «Системы счисления и основы логики»: Формирование представлений о системах счисления: понятие системы счисления, двоичная система счисления, системы счисления, используемые в компьютере. Методические особенности формирования у учащихся основных понятий формальной логики. Операции формальной логики. Изучение основных логических элементов компьютера. (Лабораторные работы, семинары). Научно-методические основы реализации содержательной линии «Компьютер»: формирование у учащихся представлений о функциональной организации компьютера, принципах работы, его основных устройствах и периферии; изучение основных компонентов и команд операционной системы. (Лабораторные работы, семинары). Научно-методические основы реализации содержательной линии «Основы алгоритмизации и программирования». Анализ структуры и методика изложения раздела «Алгоритмы» в базовом курсе информатики. Учебные исполнители как средство формирования базовых понятий 9 алгоритмизации; ППС по разделу «Основы алгоритмизации». Методика изучения языков программирования: обзор языков программирования, изучаемых в школе связь языков программирования с учебным алгоритмическим языком; типовые алгоритмы школьного курса информатики; методика изучения темы «Основные этапы решения задач на ЭВМ». (Лабораторные работы, семинары). Научно-методические основы, реализации содержательной линии «Моделирование и формализация». Методика формирования представлений о моделях и формализации: формализация, основные типы моделей, информационные модели и их исследование; ознакомление учащихся с основными понятиями системного анализа (система, связь, структура, среда и др.). (Лабораторные работы, семинары). Научно-методические основы реализации содержательной линии «Информационные технологии». Задачи, содержание и структура раздела «Информационные технологии», основные виды программных средств. Методические особенности изучения технологии обработка текстовой информации. Методические особенности изучения технологии хранения, поиска и сортировки информации. Методические особенности изучения технологии обработки числовой информации. Методические особенности изучения технологии обработки графической информации. (Лабораторные работы, семинары). Методические особенности изучения учащимися компьютерных телекоммуникаций. Виды сетей, и основные информационные ресурсы. Сеть Интернет. Организация и разработка учебных телекоммуникационных проектов. Координация проектной деятельности учащихся. Реализация личностно-ориентированных технологий обучения при работе учащихся в компьютерных сетях. (Лабораторные работы, семинары). Научно-методические основы профильных курсов информатики, ориентированных на моделирование: основные дидактические задачи и содержательные линии курсов; формы и методы обучения компьютерному моделированию; варианты тематического планирования курсов; методика преподавания отдельных тем. (Лабораторные работы, семинары). Научно-методические основы профильных курсов информатики, ориентированных на программирование: разновидности программирования и их отражения в специальных курсах информатики; дидактический анализ учебно-методического и программного обеспечения; методические особенности обучения структурному, объектно-ориентированному и логическому программированию. (Лабораторные работы, семинары). Научно-методические основы профильных курсов информатики, ориентированных на информационные технологии: обработки текстовой, графической и числовой информации; методика обучения работе с базами данных. Методические аспекты изучения компьютерных телекоммуникаций. (Лабораторные работы, семинары).
Компьютерная сеть – это совокупность компьютерного и сетевого оборудования, соединенного с помощью каналов связи в единую систему. Для создания компьютерной сети нам потребуются следующие компоненты:
|
|
|
|
- компьютеры, имеющие возможности для подключения к сети (например, сетевая карта, которая есть в каждом современном ПК);
- передающая среда или каналы связи (кабельные, спутниковые, телефонные, волоконно-оптические и радиоканалы);
- сетевое оборудование (например, коммутатор или роутер);
- сетевое программное обеспечение (как правило, входит в состав операционной системы или поставляется вместе с сетевым оборудованием).
Компьютерные сети принято подразделять на два основных вида: глобальные и локальные.
Локальные сети (Local Area Network – LAN) обладают замкнутой инфраструктурой до выхода на поставщиков услуг интернета. Термин “локальная сеть” может описывать и маленькую офисную сеть, и сеть большого завода, занимающего несколько гектаров. Применительно к организациям, предприятиям, фирмам используется термин корпоративная сеть – локальная сеть отдельной организации (юридического лица) независимо от занимаемой ею территории.
Корпоративные сети являются сетями закрытого типа, доступ к ним разрешен только ограниченному кругу пользователей (например, сотрудникам компании). Глобальные сети ориентированы на обслуживание любых пользователей.
Глобальная сеть (Wide Area Network – WAN) охватывает большие географические регионы и состоит из множества локальных сетей. С глобальной сетью, которая состоит из нескольких тысяч сетей и компьютеров, знакомы все – это Интернет.
Системному администратору приходится иметь дело с локальными (корпоративными) сетями. Обычный пользовательский компьютер, подключенный к локальной сети, называется рабочей станцией. Компьютер, предоставляющий свои ресурсы для общего использования другим компьютерам сети, называется сервером; а компьютер, обращающийся к совместно используемым ресурсам на сервере – клиентом.
|
|
Существуют различные виды серверов: файловые (для хранения общих файлов), серверы баз данных, серверы приложений (обеспечивающие удаленную работу программ на клиентах), web-серверы (для хранения web-контента) и другие.
Загрузка сети характеризуется параметром, называемым трафиком. Трафик – это поток сообщений в сети передачи данных. Под ним понимают количественное измерение числа проходящих по сети блоков данных и их длины, выраженное в битах в секунду. Например, скорость передачи данных в современных локальных сетях может быть 100Мбит/с или 1Гбит/с
В настоящее время в мире насчитывается огромное количество всевозможного сетевого и компьютерного оборудования, позволяющего организовать самые различные компьютерные сети. Все многообразие компьютерных сетей можно разделить на несколько видов по различным признакам:
По территории:
- локальные – охватывают небольшие территории и располагаются внутри отдельных офисов, банков, корпораций, домов;
- региональные – образуются путем объединения локальных сетей на отдельных территориях;
- глобальные (интернет).
По способу связи компьютеров:
- проводные (компьютеры соединяются посредством кабеля);
- беспроводные (компьютеры обмениваются информацией посредством радиоволн. например, по технологии WI-FI или Bluetooth).
По способу управления:
- с централизованным управлением – для управления процессом обмена данных в сети выделяется одна или несколько машин (серверов);
- децентрализованные сети – не содержат в своем составе выделенных серверов, функции управления сетью передаются по очереди от одного компьютера другому.
По составу вычислительных средств:
- однородные – объединяют однородные вычислительные средства (компьютеры);
- неоднородные – объединяют различные вычислительные средства (например: ПК, торговые терминалы, веб-камеры и сетевое хранилище данных).
По типам среды передачи сети разделяются на оптоволоконные, с передачей информации по радиоканалам, в инфракрасном диапазоне, через спутниковый канал и т.д.
|
|
Вы можете встретить и другие классификации компьютерных сетей. Как правило, системному администратору приходится иметь дело с локальными проводными сетями с централизованным, либо децентрализованным управлением.
Методические приемы в преподавании информатики: системный подход при изучении материала, групповая форма обучения, различные типы уроков, учебный модуль, как элемент дидактической технологии.
Системный подход - направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.
Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования.
В системном подходе учащийся последовательно проходит все этапы решения задачи, тщательно анализируя на каждом этапе полученный результат. При необходимости отдельные этапы повторяются, а результаты корректируются. Системный подход приучает школьников целиком оценивать задачу и способ ее решения, развивает исследовательские навыки, творческие способности и самостоятельность.
Типы уроков: Урок изучения нового - традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок закрепления знаний - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Урок комплексного применения знаний - практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок обобщения и систематизации знаний - семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Учебный модуль - определенный объем учебной информации (отдельная тема, раздел общего курса).
Цель разработки модулей состоит в расчленении содержания каждой темы курса на составные компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов разнообразных форм и видов обучения, согласование их по времени и интеграция в едином комплексе.
Учебный модуль как самостоятельная структурная единица состоит из отдельных блоков, последовательность которых и определяет структуру технологии.
Ещё одна педагогическая технология – групповой способ обучения (ГСО) - всё чаще и чаще используется в средней школе. Систематическое использование данной технологии обучения в сотрудничестве имеет свои преимущества: 1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. А при работе в малых группах, при совместной деятельности, ученики выясняют друг у друга все, что им непонятно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю. 2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения. 3. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний данных в учебнике, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях. 4. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение. 5. Ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания. 6. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевать коммуникативными умениями. 7. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.