Овладение основами наук

Научное мировоззрение означает активное отношение человека к тому, что он видит, познает, делает. Знания превращаются в фактор мировоззрения лишь тогда и притом условии, когда по отношению к знаниям человек занимает свою личную жизненную позицию, когда приобретаемые знания находят отражение в его жизненной практике, определяют линию его поведения. Личное отношение человека к приобретаемым знаниям, к выводам из этих знаний - это и есть убежденность.

Одна из важнейших задач воспитывающего обучения - не допустить равнодушного, безразличного отношения ученика к приобретаемым знаниям, когда ему нет никакого дела до их содержания. Формирование научного мировоззрения - это вдумчивое проникновение воспитателя в душу ребенка, умелое педагогическое руководство его мышлением, процессом позна­ния окружающего мира, трудовой деятельностью. Знания лишь при том условии становятся фактором формирования научного мировоззрения, когда процесс учения является частицей много­гранной интеллектуальной жизни воспитанника, когда начи­нается «игра» его интеллектуальных и волевых сил, когда учение открывает ему окно в мир и в этом мире перед ним открывается много интересного, увлекательного, когда он ищет в книгах, В природе, в окружающем мире ответы на волнующие его вопросы. Жажда знаний - это не только результат умело поставленного преподавания, но и самая сущность процесса формирования научного мировоззрения.

Овладение научными знаниями начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. И хотя на начальном этапе обу­чения круг знаний, которыми овладевают дети, кажется нам, взрослым, сугубо элементарным, тем не менее, именно этому этапу опытные педагоги отводят особое место в формировании научного мировоззрения. Как раз в годы раннего детства перед учеником впервые раскрываются многие стороны и явления окружающего мира, он впервые узнает о многом, и от того, какой подход ребенка к открывающемуся миру с его тайнами и закономерностями сумел обеспечить учитель, зависит личное отно­шение ребенка к знаниям.

Опытные учителя начальных классов стремятся к тому, что­бы с первых своих шагов школьной жизни ребенок стал активным участником процесса овладения знаниями, чтобы процесс открытия мира доставлял ребенку глубокое, ни с чем несравнимое чувство радости, взволнованности, эмоциональной приподнятости. Это состояние - очень важный источник желания знать, источник жажды знаний.

Вот дети пришли в школу, учитель знакомит их с окружаю­щим миром - явлениями живой и неживой природы. Учитель идет с детьми в лес, в поле, на луг, на берег реки. Дети видят тучные нивы, луга и безжизненную, мертвую глину на склоне оврага. Вот растет виноградник, зреют гроздья «солнечных ягод», а рядом безжизненный участок глинистой, каменистой почвы, на которой не растет ничего. Почему не растет, спрашивают дети. Учитель объясняет, детям становится ясной причин­но-следственная связь явлений, но это еще не формирование мировоззрения - это лишь фундамент, база. В теплый осенний день учитель приходит вместе с детьми на участок неплодородной почвы. Дети расчищают несколько квадратных метров пустыря, приносят в корзинках плодородную почву и удобрения, роют яму, готовят питательную среду для растений, сажают свой первый куст винограда. Так начинается связь, теоретических знаний с практической деятельностью, и свою важнейшую воспитательную задачу мы видим в том, чтобы эта связь никогда, ни на один день не прерывалась. Познав на собственном опыте преобразующую силу знаний - увидев, как на безжизненном пустыре зазеленел куст винограда, - ребенок занимает активную позицию по отношению к знаниям. Ему хочется больше знать о том, как подготовить почву к выращиванию культурных растений, как повысить ее плодородие, к предохранить растения от повреждений. С знаниями интереснее трудиться; ребенок чувствует гордость от того, что благодаря приобретенным знаниям он делает что-то нужное людям, красивое.

Чувство является как бы плодородной почвой, на которую падают семена знания. Семена дают ростки: чем больше ребенок сделал познавая, чем глубже пережил волнующее чувство радости труда, тем больше ему хочется знать, тем глубже переживается им жажда знаний, пытливость, любознательность, Поэтому очень важно, чтобы это чувство радости творца никогда не угасало, а, наоборот, становилось все крепче, поддерживалось и питалось все новыми и новыми успехами в труде. Начавшийся с первых дней пребывания ребенка в школе процесс овладения знаниями о живой природе, о растениях и животных, о среде, в которой происходят жизненные явления, постоянно сопровождается применением знаний - это важнейшее условие формирования научного мировоззрения. При этом труд не просто иллюстрация к тому, что узнал или узнает ребенок. Труд открывает перед ребенком все новые и новые тайны природы, утверждает его, ребенка, в роли активного открывателя.

В ходе изучения основ науки о природе - ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, основ дарвинизма­ ученики постепенно углубляются в понимание важнейшей идеи, на которой основываются мировоззренческие убеждения: в окружающем мире происходит вечное, никогда не прекраща­ющееся взаимодействие живого и неживого; силы природы творят из неживого живое, создают органические вещества -­ источник жизни; живое берет из неживой природы первичный материал для создания органического вещества, происходит об­мен веществ; человек, являясь сам частицей природы, не про­сто наблюдает, изучает, познает этот сложнейший процесс, но смело вторгается в него, создает условия, благоприятствующие усилению жизненных явлений, изменяет и создает среду для организмов.

Для того чтобы углубить, утвердить в сознании учащихся стремление проникать в тайны окружающего мира, мы строим преподавание основ науки о природе таким образом, чтобы изо дня в день перед школьником открывались все новые и новые детали, расширяющие представления о материалистической сущности мира. Посадив в искусственно созданной среде куст винограда, ученики получили первое представление о плодородной и неплодородной почве, и с этого момента для них на­чинается новый этап познания взаимодействия живого и неживого.

В начальных классах дети осмысливают первые понятия о растении и почве, о жизненных процессах, о минеральных и органических удобрениях, о роли труда в создании условий для жизненных процессов. Но осмысливание понятий - лишь одна сторона умственного развития детей. Ребенок должен думать - работая руками, и работать руками - думая. Лишь при этом условии знания становятся убеждениями, этого требует сама природа ребенка: интеллектуальные операции у не­го происходят наиболее ярко в процессе труда; понятия, подтверждающиеся его собственным трудом, пробуждают глубокие эмоции - этот сильнейший стимул человеческого поведения.

Уже в начальных классах наши ученики создают в теплице и на учебно-опытном участке почвенные смеси, берут для них разнообразные компоненты, испытывают влияние на плодоро­дие почвы различных минеральных и органических веществ. На водных растворах ученики 2, 3 и 4 классов выращивают зеленую массу ячменя и овса, убеждаясь при этом, что даже без почвы можно создать условия, в которых происходят жиз­ненные процессы. По мере расширения теоретической базы зна­ния становится сложнее труд, раскрывающий тайны взаимо­действия живого и неживого. В 5, 6 и 7 классах ученики создают условия, благоприятствующие развитию в почве полезных микроорганизмов. В 8, 9 и 10 классах они воздей­ствуют различными путями на биохимические процессы в микроорганизмах. Почва предстает перед ними как среда, в которой происходят сложные жизненные явления; имея зна­ния, человек подчиняет ход этих явлений своему разуму и воле.

В процессе овладения знаниями о жизнедеятельности организмов ученики создают условия для развития, улучшения при­роды растений в направлении, желательном для человека. На уроках биологии они узнают об исследованиях ученых, которые путем селекции выводят новые сорта зерновых и технических культур. Знания применяются в труде: ученики на опытном участке школы и на колхозном поле испытывают разнообраз­ные способы обработки почвы и выращивания сельскохозяйственных растений. Так, дети выращивают озимую пшеницу ме­тодом хлебного куста: каждое посаженное в землю зернышко получает достаточную площадь питания. Междурядья при этом обрабатываются как у пропашных культур, растения кустятся, каждый куст дает значительно больше крупных колосьев, чем при обычном способе посева. Урожай при этом способе посева в три-четыре раза выше, чем при обычном, рядковом посеве. Этот труд представляет собой для учеников маленькое исследование: они изучают состав почвы, создают биохимические условия развития полезных микроорганизмов.

В старших классах, изучая основы агротехники и биохимии, ученики приобретают знания, представляющие собой мировоз­зренческую основу творческого труда: о минеральном питании растений, о фотосинтезе, дыхании, о качественных особенно­стях обмена веществ при прохождении основных стадий разви­тия, о физиологии роста и развития и методах управления эти­ми процессами, о биологических основах севооборотов и физио­логических основах семеноводства, о методах селекции растений, о наследственности, о хромосомах и генах. Эти зна­ния приобретаются в тесной связи с трудом на учебно-опытном участке, на колхозных полях.

Единство знаний и труда убеждает учеников в том, что явле­ния, связанные с жизнедеятельностью организмов и играю­щие большую роль в повышении производительности труда, имеют материальную основу; этими явлениями можно управ­лять, но для этого необходимы широкие знания. Наши старше­классники имеют свой учебно-опытный участок, где проводит­ся исследовательская работа, играющая очень большую роль в формировании научного мировоззрения. В течение последних 15 лет здесь проводятся непрерывные исследования по следую­щим вопросам, имеющим большой научно-практический инте­рес: химические и биологические способы ускорения роста и развития пшеницы и под солнечника; увеличение содержания масла в семенах подсолнечника; стимулирование жизнедея­тельности полезных микроорганизмов, обогащающих почву гу­мусом; увеличение содержания белка в пшенице. Мы называем эту работу исследовательской, потому что она входит в план научных исследований опытной сельскохозяйственной станции.

Широкие возможности для формирования научного миро­воззрения предоставляются в ходе преподавания физики, хи­мии, астрономии, математики. В процессе наблюдения физи­ческих и химических явлений и познания их сущности уже на первом этапе обучения - в восьмилетней школе - перед уче­ником раскрываются важнейшие научные истины: о вечности, несотворимости, неуничтожаемости материи, о бесконечности Вселенной, о материальности движения, времени и пространст­ва, о человеческом сознании как высшем этапе развития ма­терии. Ученики делают первый шаг на пути к познанию в тех областях науки, где еще далеко не все познано и изучено, например элементарные частицы, материя и энергия, космиче­ские лучи, происхождение Вселенной, электромагнитные ко­лебания и волны, волновые и квантовые свойства света, биохи­мическая основа жизненных процессов и т. д.

Опытные преподаватели физики, химии, математики, астро­номии стремятся так построить процесс обучения, чтобы зна­ние этих научных истин и закономерностей природы было как бы орудием, инструментом, ключом решения задач творческого труда, ключом проникновения в тайны природы, дальнейшего познания окружающего мира. Это достигается тем, что исследование, эксперимент придают процессу познания характер вдумчивого, пытливого, эмоционально напряженного поиска истины. Познавая истину, таким путем, ученик одновременно познает и самого себя, в самом себе он чувствует, переживает творческие силы человека,- это и есть эмоциональная и интеллектуальная основа мировоззрения.

Так, в восьмилетней школе ученики получают представле­ние о различных видах энергии - механической, тепловой, электрической. Углубляя эти теоретические знания, они конст­руируют действующие модели, в которых происходит превращение энергии из одного вида в другой. Каждый ученик стремиться внести в конструкцию модели что-то свое, отличающее его замысел и его труд от замысла и труда других учеников. У учеников, увлекающихся этим трудом, не только повышается интepec к знаниям, но и вырабатывается личный взгляд на единство знаний и труда: в кружках электротехники, автома­тики, радиоэлектроники они конструируют такие модели, при­боры, установки, в которых на основе превращения одного ви­да энергии в другой построены самые сложные процессы. Это мировоззренческое убеждение в действии. Те, кто прошел эту замечательную школу труда, отличаются глубоко развитой по­требностью в творчестве: в своей трудовой деятельности они стремятся находить новые возможности для применения элек­тричества.

В мир общественной жизни, ребенок входит через коллек­тивный труд. Мы добиваемся того, чтобы коллективный труд, имеющий общественную значимость, переживался уже в млад­шем возрасте как глубоко личное дело, захватывал ум и сердец. Каждое поколение наших воспитанников в младшем возра­ста закладывает сад для людей; в 11-12-летнем возрасте ребенок уже видит плоды труда, начатого в раннем детстве. Он как бы обозревает мысленно тот небольшой жизненный путь, который он прошел, гордится сделанным для людей. Чем глубже радость созидания для народа, тем ярче богатство действительных отношений ребенка, тем ближе принимает он к сердцу интересы общества. В 14-15-летнем возрасте каждый пионер с гордостью смотрит на свою плодородную ниву, на тот уча­сток, где он несколько лет трудился, чтобы превратить мерт­вую, неплодородную почву в почву высокого плодородия. Он радуется, что виноградник, заложенный его руками, уже дает плоды людям. Ему хочется трудиться для блага общества, по­тому что он уже вложил в родную землю много сил.

Единству знаний и труда способствует обстановка, которая воспитывает, углубляет интеллектуальные, трудовые, творческие интересы, пробуждает стремление к овладению научными знаниями. Мы имеем в виду широкое понятие слова «обстанов­ка»: это и богатая интеллектуальная жизнь учительского кол­лектива, и обмен духовными богатствами (знаниями, умения­ми, опытом) в ученическом коллективе, и поощрение детских интересов и увлечений. Мы стремимся к тому, чтобы в школь­ные годы «наука действительно входила в плоть и кровы (В. И. Ленин). Наш учебно-опытный участок - это лаборатория труда, построенного на научной основе. Горизонты научных знаний открываются перед учащимися тем шире и дальше, чем больше интересуется педагогический коллектив проблемами науки и техники, чем больше учителя читают, думают, обмени­ваются интеллектуальными ценностями. Наш педагогический коллектив стремится быть в курсе современной науки. На про­тяжении последних четырех лет в нашем лектории естественно­научных знаний учителя прочитали доклады на следующие темы:

«Новое в науке об элементарных частицах», «Квантовые генераторы», «Проблема прямого превращения тепловой и хи­мической энергии в электрическую», «Материальность электро­магнитного поля», «Новое в науке о космических лучах», «Тео­рия относительности и ее дальнейшее развитие в наши дни», «Космогонические теории о происхождении солнечной систе­мы», «Материя и энергия», «Биохимические процессы в почве», «Органический синтез», «Внутриклеточные процессы», «Дости­жения генетики», «Жизнь во Вселенной», «Витамины и фитон­циды», «Электроника в народном хозяйстве», «Что такое био­ника», «Новые данные науки о доисторических культурах и труд Ф. Энгельса «Диалектика природы».

Постоянное пополнение научных знаний учителей - очень важное условие богатой интеллектуальной жизни ученического коллектива, предпосылка высокого научного уровня препода­вания основ наук.

На занятиях научно-предметных кружков старшеклассни­ки изучают научную литературу, знакомятся с проблемами естествознания. Кружковцы создали специальные библиотечки, читают цикл лекций для своих товарищей по вопросам естест­вознания. Эти лекции обобщают мировоззренческие проблемы. В течение последних двух лет были прочитаны лекции на те­мы:

«Образование органических веществ из неорганических в природе», «Материалистическая биология о происхождении жизни», «Мозг - высшая ступень развития материи», «Совре­менные представления о строении атома», «Электромагнитные колебания и волны», «Волновые и квантовые свойства света», «Материалистическая сущность теории относительности», «Проблема сверхпроводимости», «Плазменное состояние веще­ства», «Синтетические материалы в народном хозяйстве», «Происхождение нефти», «Природа космического пространст­ва», «Солнечная система», «Вещество и антивещество».

Ученики старших классов - члены научно-предметных кружков являются помощниками учителей в формировании научного мировоззрения школьников среднего возраста. Они читают пионерам статьи, рассказы, очерки из научно-популярных журналов, проводят пионерские утренники науки и техники. Комитет комсомола и совет пионерской дружины организуют встречи учащихся с агрономами, инженерами, врачами, зоотехниками. Люди интеллектуального труда рассказывают школьникам о проблемах науки и техники. Эти встречи расши­ряют кругозор учеников, способствуют профессиональной ориентации школьников.

Большое значение в формировании научного мировоззрения мы придаем освещению исторического пути развития науки, борьбы материализма против идеализма, невежества, суеверий, за торжество разума. Ученики убеждаются в том, что путь че­ловечества к знаниям был нелегким и тернистым, многие уче­ники проявили на этом пути подлинный героизм, вошли в исто­рию как подвижники в борьбе за прогресс. Биографиям уче­ныx-борцов отводится значительное место на уроках. Яркие примеры, раскрывающие идеологическую борьбу в науке, доносят до сознания учащихся правоту и гуманизм диалектико-материалистических идей, пробуждают эмоциональное отношение к знаниям, культуре. В школе проводится цикл вечеров и утренников «Герои научного подвига». Красной нитью через них проходит идея: борьба за торжество разума - это борьба за лучшее будущее трудящихся. На протяжении последних пя­ти лет в школе проведены вечера и утренники, посвященные Джордано Бруно, Галилею, Копернику, Дарвину, Коху, Пьеру и Марии Кюри, Лобачевскому, Мичурину, Павлову, Тимирязе­ву, Сеченову, Циолковскому, Зелинскому, Гамалее, Курчатову, Бардину, Королеву.

Важнейшая цель изучения гуманитарных предметов в школе - воспитать гражданина, стойкого и мужественного па­триота, борца за идеалы коммунизма. Изучая историю, общест­воведение; литературу, человек должен осмыслить закономер­ности общественного развития в прошлом, настоящем и буду­щем, познать и полюбить духовные богатства, созданные человечеством. Человечество, народ и личность, ее внутренний духовный мир, ее стремления и радости, надежды и тревоги ­это исключительно многогранная сфера познания; ученик познает и величайшие события, отразившиеся на развитии человечества, и вместе с тем он познает душу, мысли, чувст­ва, переживания человеческой индивидуальности. Специфика объекта познания определяет и специфику перехода, перевода знания в убеждения при изучении гуманитарных предметов. Успех на этом пути достигается тем, что ученик воспринимает, осмысливает научные знания об обществе не как сторонний наблюдатель, а как личность, кровно заинтересованная в рассвете своей социалистической Родины, в сохранении мира, в укреплении дружбы между народами, в утверждении красоты человеческих взаимоотношений, в уничтожении всего уродли­вого, пошлого, что еще унижает достоинство человека в наши дни. Позиция личности по отношению к приобретаемым знаниям играет здесь исключительно важную роль.

Наши учителя начальных классов и преподаватели гумани­тарных предметов раскрывают содержание знаний таким обра­зом, что ребенка волнуют судьбы человечества, его душу затрагивает судьба родного народа в прошлом, настоящем и будущем. Умение пробудить личные чувства, личную заинте­ресованность особенно важно в начальных классах - в этом возрасте, образно говоря, чувства являются той вершиной, поднимаясь на которую ребенок видит окружающий мир.

Например, учитель рассказывает ученикам 2 класса о со­бытиях далекого прошлого - о борьбе крепостных крестьян против помещиков. Перед глазами детей предстают яркие кар­тины: возмущенные произволом эксплуататоров, крепостные крестьяне сжигают помещичью усадьбу, расправляются с па­лачами-надсмотрщиками. Учитель обращается непосредствен­но к сознанию учеников: «Это ваши предки, дети, восставали против поработителей, вы можете гордиться героическим про­шлым своего народа».

Еще более глубокие чувства переживают дети, когда учитель рассказывает им о борьбе за свободу и независимость Родины, за освобождение от эксплуататоров в годы гражданской и Ве­ликой Отечественной войн. Учитель ведет детей на окраину се­ла, показывает место, на котором в годы гражданской войны разыгралась трагедия: белогвардейцы расстреляли группу крестьян - красных партизан, которые, ранеными, попали в руки врагов. Ученики идут на берег реки, видят груду кам­ней - это безмолвные свидетели героического подвига совет­ских воинов, переправившихся через реку и защищавших этот клочок нашей родной земли до последнего дыхания.

«Каждый уголок нашей земли обильно полит кровью борцов за свободу и независимость Родины в годы Великой Отечественной войны, - говорит учитель. - Люди отдали жизнь за то, чтобы вы жили свободными, чтобы над нашей головой всегда сияло солн­це, чтобы грядущие поколения не знали горя, нищеты, неспра­ведливости. Дорожите, дети, тем, что завоевали для вас деды и прадеды. Лучшим памятником героям будет тучная, плодород­ная нива, золотая пшеница, цветущий сад. Не забывайте, дети, кому вы обязаны своей жизнью и счастьем».

Это обращение затрагивает детские сердца, пробуждает чув­ство благодарности к тем, кто отстоял свободу и независимость Родины, счастье семьи. А благодарность - это корень чувства долга.

Идея долга перед Родиной, перед народом, создающим все условия для счастливого, безмятежного детства, красной нитью проводится через все уроки, на которых идет речь о прошлом и особенно о настоящем и будущем. Учителя посвящают отдельные уроки труду советских людей. Перед глазами учеников развертывается картина трудового подвига миллионов людей, притом ребенок не посторонний зритель, а активный участник общественной жизни, тесными узами связанный с теми, кто трудился. Чем ярче получает ребенок представления о созидательной деятельности людей старших поколений, тем глубже у него чувство готовности отблагодарить Родину за все, что она дает, конечно, если рядом с учением идет труд, доставляющий детям гражданское чувство гордости за то, что они уже в годы детства и отрочества хотя бы частично возвращают Родине то, что дают им старшие поколения.

Что бы ни изучали школьники на уроках истории, литера­туры, обществоведения, каким бы далеким от современности ни было событие, о котором рассказывает учитель, их мысли всегда обращены к современности, к волнующим весь народ проблемам - таково одно из правил нашего воспитания в про­цессе обучения. Непосредственное обращение к духовному миру воспитанника, к его мыслям и чувствам имеет целью побу­дить его к раздумьям над собственной судьбой, над судьбой семьи.

Но как связывать в сознании ученика личное с обществен­ным, как обращаться к уму и сердцу человека при изучении событий далекого прошлого, при изучении проблем, опреде­ляющих судьбы человечества?

Исторические закономерности не зависят от воли людей, однако историю творят живые люди, и опытные преподаватели этого важнейшего мировоззренческого предмета всегда помнят, что перед юным разумом и сердцем надо раскрывать исторический процесс не только как объективные закономерности, но и как борьбу добра и зла, борьбу, в которой люди любят и не­навидят, радуются и страдают. Мы стремимся к тому, чтобы перед сознанием учащихся исторический процесс раскрывался как яркие, полные человеческих страстей, мыслей, чувств, столкновения живых людей. Если ученик чувствует образ живого человека на уроке истории, если идеи раскрываются пе­ред ним во плоти и крови, если учитель меньше всего говорит об идеях, а идея осмысливается, переживается как страстная борьба живого человека за счастье, ученик никогда не будет бесстрастным «потребителем знаний» - ему будет небезразличен исход того или иного исторического события, он будет со­чувствовать добру и ненавидеть зло.

Очеловечивание истории особенно важно тогда, когда пред­метом анализа и осмысливания являются острые вопросы сов­ременности. Показывая противоречия капиталистического мира опытные преподаватели добиваются того, чтобы ученики не заучивали общеизвестные истины, а делали выводы сами. Очеловечивая понятие об эксплуатации в капиталистического обществе, они создают в представлении ученика яркий образ живого человека, которого порабощает не труд сам по себе, бесчеловечность системы, при которой главная цель производства - не благосостояние населения, а нажива капиталиста. Опытный преподаватель истории главное внимание уделяет тому, чтобы ученик понял, что такое порабощение человеческого труда в капиталистическом обществе.

Знание исторического процесса лишь тогда превращается убеждение, когда ученик имеет свое собственное, глубоко личное отношение к событиям, фактам, явлениям и выводам и них, когда одними идеями он дорожит, готов защищать, отста­ивать их, а другие - ненавидит, непримирим к ним.

Мы стремимся раскрыть исторический процесс как страстную борьбу живых людей. Это невозможно без ярких, увлека­тельных рассказов учителя о выдающихся людях. За период обучения в 7-10 классах каждый ученик слушает беседы о основоположниках марксизма-ленинизма, выдающихся революционных деятелях Дзержинском, Бабушкине, Свердлове, Тельмане, Димитрове, Камо (Тер-Петросян), Фучике, Никосе Белояннисе, Гарибальди, Александре Ульянове, Степане Халтурине, Перовской, Желябове и других. Каждый из этих уроков - страница из истории героической борьбы за новый, справедливый мир. Жизнь и борьба этих людей является факелом, зажигаю­щим юные сердца, пробуждающим желание посвятить жизнь великим идеалам человечества.

Одно из важных средств формирования коммунистического мировоззрения - художественная литература. Ставя перед со­бой цель добиться того, чтобы литература стала учебником жизни» (Н. Г. Чернышевский), наши учителя главное внимание уделяют единству эстетического, идейно-политического и нравственного идеала, которое выражается в художественных образах. Идеал добра, чести, правды, воплощенный в художе­ственном образе, привлекает внимание воспитанников и как идеал красоты, пробуждая у них стремление жить правдиво, честно, красиво. За годы обучения в средней школе каждый ученик читает произведения, которые в художественных обра­зах воплощают нравственные богатства человечества. На про­тяжении ряда лет наш педагогический коллектив составил спи­сок произведений, входящих в золотой фонд мировой, русской литературы и литературы народов СССР. Эти книги - наша программа интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Все книги, входящие в этот фонд, имеются в до­статочном количестве в школьной библиотеке; кроме того, каждая семья комплектует свои библиотеки.

Урок литературы - это лишь начало работы по формиро­ванию коммунистического мировоззрения. Пробудив в сердце ученика чувство восхищения идеалом добра, чести, правды, красоты, чувство ненависти к злу, несправедливости, уродству, преподаватель литературы добивается того, чтобы каждый ученик самостоятельно читал художественные произведения, за­нимался над общественными, нравственными, эстетическими проблемами, над будущим своего народа и своим личным будущим. Произведения, которые по своей идейно-художествен­ной ценности являются учителями жизни, становятся на­стольной книгой юношей и девушек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: