Леонардо: природа, наука и искусство

1.1. Механическое строение природы

Известный всему мир;/ вызывающими всеобщее восхищение художественными шедеврами, Леонардо да Винчи знаменит также своими удивительными рисунками и техническими проектами, полными блистательных догадок; меньше знают о его философских взглядах.

Леонардо родился в Винчи, в Вальдарно1, в 1452 г. Его отец Пьетро был нотариусом, мать Катерина — местная крестьянка. Начальное образование Леонардо получил во Флоренции. В 1470 г. он поступает в мастерскую Верроккьо; это событие сыграло значительную роль в формировании личности Леонардо. Он изучает математику и законы перспективы; интересуется анатомией и ботаникой; обращается к проблемам геологии; занимается проектированием в области механики и архитектуры. В 1482 г., во время правления Лодовико Моро, Леонардо приезжает в Милан и остается здесь до 1499 г., до падения власти Лодовико. В Милане он пишет разнообразные трактаты, занимается инженерной деятельностью. В этот период завершается его формирование как художника. После пребывания в Мантуе, Венеции и Флоренции Леонардо в 1502 г. поступает на службу к Чезаре Борджиа в качестве архитектора и

==3

военного инженера. После свержения Валентине1 в 1503 г. Леонардо вновь возвращается во Флоренцию, здесь он занимается анатомией и решает проблемы, связанные с полетом человека, что позже приведет к изобретению летательного аппарата. К этому периоду относится создание "Джоконды". В 1506 г. Леонардо возвращается в Милан и поступает на службу к королю Франции. Когда в 1512 г. власть в Милане вновь переходит в руки рода Сфорца, он переезжает

в Рим, на этот раз — под покровительство папы Льва X. В 1516 г. он отправляется во Францию в качестве придворного художника, инженера, архитектора и механика. Леонардо умер 2 мая 1519 г. в замке Клу, близ Амбуаза, где он был гостем короля Франциска I.

"Современники обычно называли Леонардо маэстро и маэстро художник, в герцогском дипломе Чсзаре Борджиа он назван архитектором и главным инженером. Однако Франциск I обычно называл его величайшим философом, так же именовал его Вазари — правда, несколько иронически, имея в виду, что он любил «капризно и своевольно философствовать о естественных вещах» и считал себя

«более философом, нежели христианином»" (К. Карбонара). Посмотрим, каковы же были философские искания Леонардо.

Прежде всего Леонардо является человеком Возрождения не только потому, что он — мыслитель универсального типа, т. е. Не ограничивается какой-либо одной областью знаний, но и потому, что в его рассуждениях можно бнаружить следы неоплатонизма, —например, когда он обращает внимание на параллелизм человека и космоса (универсума). "Человека в античности называли микрокосмом, и это действительно точное наименование, ибо человек состоит

из земли, воды, воздуха и огня и, тем самым, его строение схоже со строением мира, человек имеет кости, служащие основой и поддержкой плоти, — мир имеет камни, основу земли". Неоплатоническая идея параллелизма микрокосма и макрокосма имеет, однако, у Леонардо несколько иное преломление, нежели в мистико-анимистической концепции неоплатонизма, она служит Леонардо для легитимизации механистического строения всей природы. Оно происходит от Бога, и это действительно необходимое механическое

строение. Леонардо не отрицает наличия души, функция которой заключается "в формировании одушевленных тел". Однако он оставляет не имеющие научного обоснования рассуждения о ней "братьям-монахам, которые по вдохновению свыше знают все секреты".

Таким образом, то, что становится общим достоянием по наитию свыше, не является знанием. Не обладают знанием и те, кто опирается исключительно на авторитет древних мыслителей. Повторяя

==4

традиционные взгляды, они остаются только "глашатаями и декламаторами чужих идей". Не есть знание и то, что сообщают маги и алхимики и вообще все "золотоискатели": эти твердят о фантастических открытиях и опираются в своих объяснениях на причины духовного порядка.

Для Леонардо проектировщиком и интерпретатором механического и необходимого строения всей природы является математическая мысль: "Необходимость — руководительница и защитница природы; она — ее основа и создательница, ее узда и вечный образец". Леонардо исключает из числа естественных феноменов —механических и материальных — мистические и духовные силы. "О математики, пролейте свет на это заблуждение! Дух не имеет голоса...

поскольку не может быть голоса там, где нет движения и разрыва воздуха, не может быть колебаний воздуха там, где нет инструмента; инструмент не может существовать вне тела; а раз это так, дух не может иметь ни голоса, ни формы, ни силы... где нет жил и костей, не может быть никакой силы и никакого движения, производимого воображаемыми духами".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: