Эмпиризм был существенной составной частью философии у Бэкона и Гоббса, однако у первого он ограничен тематикой научного опыта, а у второго — переплетен с рационализмом и жестко обусловлен материалистической теорией тел. Локк первым сформулировал основы эмпиризма, разработав сенсуалистическую теорию познания.
Джон Локк родился в Рингтоне (близ Бристоля) в 1632 г. (в том же году, что и Спиноза) в семье адвоката. Образование он получил в Вестминстерской школе, а затем в Оксфордском университете, где в 1658 г. получил степень магистра, преподавал греческий язык и риторику, непродолжительное время служил цензором.
Локк был весьма недоволен философским образованием, полученным в Оксфорде, называл его "перипатетизмом, замутненным неясными словами и бесполезными исследованиями". Схоластический перипатетизм заключается в словесной игре и изысканных рассуждениях. Поэтому нетрудно понять, что он стремился удовлетворить свои научные потребности, изучая медицину, анатомию, физиологию и физику (испытывая заметное влияние физика Р. Бойля). За профессиональную компетенцию его называли "доктором Локком".
|
|
В 1668 г. он стал членом престижного Лондонского королевского общества, но его там не принимали по причине разногласий, вызываемых его теорией. 1672 год ознаменован важным событием: он становится врачом, домашним воспитателем, а затем секретарем видного политического деятеля, лидера оппозиции лорда Эшли Купера, графа Шефтсбери, лорда канцлера Англии, и активно включается в политические дела
==321
Джон Локк (1632—1704), основоположник эмпиризма и первый философ осуществивший развернутую критику теории познания и разработавший сенсуализм как новую гносеологию
==322
С 1674 по 1689 г Локк из-за своих политических взглядов был вовлечен в череду головокружительных виражей, наложивших неизгладимый отпечаток на его мировоззрение В 1675 г после отставки лорда Эшли Локк отправился во Францию, где изучил картезианство С 1679 по 1682 г он снова рядом с графом Шефтсбери, успешно вернувшим себе утерянное политическое положение Однако в 1682 г лорд Эшли втянут в заговор герцога Монмаута против Карла II и в результате гонений со стороны реакции был вынужден бежать в Голландию, где вскоре умер Через год Локку также пришлось покинуть Англию и просить убежища в Голландии, где он принял активное участие в подготовке экспедиции Вильгельма Оранского На родину философ вернулся лишь после так называемой "славной революции" В 1689 г Вильгельм Оранский вместе с женой Марией Стюарт приглашены парламентом занять английский трон Таким образом, компромисс между английской буржуазией и феодальной аристократией привел к полной победе сторонников режима парламентарной монархии, за которую всегда боролся Локк Поэтому, вернувшись в Лондон, он нашел заслуженные плоды своей деятельности — должности и почести, а слава о нем разошлась по всей Европе Тем не менее он отклонил даже самые заманчивые предложения, чтобы посвятить себя главным образом литературной деятельности
|
|
. С 1691 г Локк перебрался в замок Отс (в графстве Эссекс) в качестве гостя сэра Фрэнсиса Мэшема и его супруги Дэмерис Кэдворт (дочери философа Ральфа Кэдворта) Там и умер в 1704 г
Шедевром Локка стал знаменитый "Опыт о человеческом разуме " — его основное философское произведение, результат почти двадцатилетнего труда, опубликованный в 1690 г Затем увидела свет его работа "Письма о веротерпимости", а в год выхода из печати "Опыта" были опубликованы "Два трактата о государственном правлении" В 1693 г были напечатаны "Мысли о воспитании", а в 1695 м — "Разумность христианства" Уже после смерти автора вышли из печати некоторые произведения, среди которых большой интерес представляют две работы "Пересказ и примечания к Посланиям святого Павла, к Галатам, Коринфянам, Римлянам, Ефесянам " и "Опыт для понимания Послании святого Павла "
В зоне интересов Локка были три темы а) гносеология (ставшая предметом "Опытов"), б) этико-политические вопросы, нашедшие свое выражение (помимо практического аспекта) в сочинениях на эту тему, в) сфера религии, на которой философ сконцентрировал внимание главным образом в последние годы жизни К ним можно добавить и четвертый предмет — педагогику, Локк выступил теоретиком новой буржуазной науки о воспитании в нескольких работах важнейшая из которых — "Мысли о воспитании"
==323
2. ЗАДАЧА И ПРОГРАММА "ОПЫТА О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ"
Бэкон писал, что безотлагательной необходимостью является "введение лучшего и более совершенного применения разума". Локк сделал эту задачу программной и реализовал ее. Однако для него важно было не проверить применение человеческого разума в определенных областях познания, а исследовать сам разум, его способности, функции и пределы. Поэтому речь идет об исследовании не объектов, но самого субъекта. Центр интересов современной философии намечается все более отчетливо, и уже довольно ясно вырисовывается путь, который поведет к кантианскому критицизму как конечной цели: задачей становится установление генезиса, природы и значимости человеческого познания, и особенно необходимость определить пределы, в которых человеческий разум может и должен действовать, а также границы, за которые нельзя выходить, т. е. именно области, закрытые для разума в силу его структуры.
Во вводном "Письме к читателю ", предваряющем "Опыт о человеческом разумении ", Локк рассказывает, как зародилась идея этого исследования: "Пять шесть моих друзей, встретившись у меня в доме и рассуждая друг с другом о предметах, весьма далеких от настоящего, скоро должны были остановиться перед затруднениями, вставшими со всех сторон. После того как некоторое время мы пробыли в замешательстве, ни на шаг не приблизившись к разрешению смутивших нас сомнений, пришло мне на ум, что мы пошли по ложному пути и что, прежде чем предаться такого рода исследованиям, необходимо было изучить свои собственные способности и посмотреть, какими предметами наш разум способен заниматься, а какими нет. Это я и предложил своим друзьям, которые охотно согласились со мной; затем было решено, что это и должно стать предметом нашего первого исследования. Несколько торопливых, необработанных мыслей о предмете, которого я раньше никогда не исследовал, изложенных мною перед нашим ближайшим собранием, были первым введением к настоящему рассуждению, которое, начавшись, таким образом, случайно, было по просьбам продолжено; оно писалось несвязными отрывками, снова возобновлялось после долгих промежутков забвения, когда позволяли мое расположение духа или обстоятельства, и, наконец, в уединении, где заботы о моем здоровье дали мне досуг, было приведено в тот порядок, в каком ты его видишь теперь".
|
|
Общий замысел и цели "Опыта" и новой философии Локка, критически осмысленные, отражены во "Введении", являющемся
==324
ключом ко всей работе: "Знание своих познавательных способностей предохраняет нас от скептицизма и умственной бездеятельности. Когда мы будем знать свои силы, мы будем лучше знать, что можем предпринять с надеждой на успех. Когда мы хорошенько обследуем свои умственные силы и произведем оценку того, чего можно ждать от них, у нас, с одной стороны, не будет склонности оставаться в бездействии и вообще не давать работы своему мышлению, не имея надежды знать что-нибудь; с другой стороны, мы не будем ставить под сомнение все и отрицать всякое знание на том основании, что некоторые вещи непостижимы. Для моряка весьма полезно знать длину линя своего лота, хотя он не может измерить им всех глубин океана. Довольно с него и того знания, что линь достаточно длинен, чтобы достигнуть дна в таких местах, которые необходимы для определения направления и для предохранения от пагубных мелей. Наша задача здесь — знать не все, а то, что важно для нашего поведения. Если сможем найти мерила, по которым разумное существо в таком положении, в какое поставлен человек в этом мире, может и должно управлять своими мнениями и зависящими от них действиями, нам нет нужды смущаться тем, что некоторые вещи ускользают от нашего познания. Вот какие соображения послужили первым поводом к этому опыту о разумении. Ибо, на мой взгляд, первый шаг к разрешению различных вопросов, с которыми почти наверняка должна была столкнуться человеческая душа, состоит в исследовании нашего собственного разума, изучении своих собственных сил и того, к чему они применимы. На мой взгляд, до тех пор, пока этого не было сделано, мы начинали не с того конца и напрасно искали удовлетворения в спокойном и надежном обладании наиболее важными для нас истинами в то самое время, как пускали свои мысли в обширный океан бытия, как будто бы все это бесконечное пространство является естественным и несомненным владением нашего разума, в котором ничто не избегает его определений, ничто не ускользает от его понимания.
|
|
Если, таким образом, люди, направляя свои исследования за пределы своих способностей, пускают свои мысли странствовать по таким глубинам, где они не достают твердой опоры, то не удивительно, что они поднимают вопросы и умножают споры, которые никогда не приводят ни к какому ясному решению, а только поддерживают и увеличивают их сомнения и в конце концов утверждают их в абсолютном скептицизме. А между тем, если бы как следует были изучены способности нашего разума, выявлены пределы нашего познания и найдены границы освещенной и темной части вещей, постигаемой и не постигаемой нами, люди примирились бы с открыто признанным неведением одной части и с большей пользой и удовлетворенностью обратили бы свои мысли и рассуждения на другую".
==325