Часть шестая

ПАСКАЛЬ И ВИКО: ДВА МЫСЛИТЕЛЯ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Естественная болезнь верить в то, что истиной можно завладеть непосредственно, толкает человека к отрицанию всего непонятного

Блез Паскаль

Из непроглядной тьмы столетий, античности дальней дали, струится этот вечный свет немеркнущей истины о том, что гражданский мир сотворен не кем-нибудь, а людьми, и они могут, ибо должны, отыскать начала его начал внутри меняющегося человеческого разума

Джамбаттиста Вико

==397

00.htm - glava19

Глава двенадцатая

Либертинизм. Гассенди: скептический эмпиризм и защита религии. Янсенизм и Пор Рояль

ЛИБЕРТИНИЗМ

Что значит быть либертинцем

В первые десятилетия XVII столетия в ученой среде возникло течение либертинцев, бросивших вызов проповедникам моральной и религиозной реставрации. Интеллектуальной опорой либертинизма стали поздний Монтень, Шаррон, скептицизм которых допускал широкую гамму колебаний: от дерзкого нигилизма до почти фидеизма, от открытого отрицания до двойной морали, от лицемерия до компромисса.

Понятие "либертин" и сегодня отсылает к образу безбожного развратника. Впрочем, его негативный смысл — заслуга идейных противников, а что касается исходного значения, то это, скорее, "вольнодумец", "свободомыслящий". Французские вольнодумцы (а во Францию эта мода пришла из Италии) часто видели себя наследниками Эпикура, философов натуралистов, скептиков. Борцы со "схоластикой", они возносили науку с ее критическим духом, а потому прекрасно вписывались в картезианскую эпоху. Однако разрыв с традицией был еще острее, когда вместе со схоластикой избавлялись от морали и религии. В отличие от просветителей, либертины держали про себя свои вольнодумства, а либертинизм оставался, по сути, элитарным феноменом, для избранных, и потому часто с привкусом лицемерия. Религия и мораль — не более чем условности, но не для всех, уж они то, аристократы, не забывали о социальной функции этих "предрассудков" как основания послушания монарху.

Трудно говорить о какой либо новой философской концепции, но либертины заменили теизм деизмом — доктриной, допускавшей Высшее Существо, доступное человеческому разуму, но совершенно равнодушное к человеческим деяниям. По поводу деизма Паскаль

==398

позже выскажется, что из двух зол лучше уж меньшее — атеизм, по крайней мере, он не лишен определенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: