ИНДИВИД РЫНОК И ГОСУДАРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТОЛОГИИ
РОЛС, НОЗИК И НОВАК
Социальное и экономическое неравенство, богатство и власть оправданы лишь в том случае, если они способствуют выгоде всех, и компенсируют потери особенно незащищенных членов общества
Джон Роле
В минимальном государстве индивиды не могут быть использованы в качестве средств, инструментов или ресурсов; у личности есть неотъемлемые права и достоинство, из этих прав вытекающее
Роберт Нозик
Демократический капитализм не Царство Божие, он не без греха. Но все другие, известные на сегодняшний день экономические и политические системы, кажутся еще хуже.
Майкл Новак
==758
Майкл Новак(р 1933 г)
==759
00.htm - glava57
Глава сорок первая
Неоконтрактуализм Джона Ролса
ПРОТИВ УТИЛИТАРИСТСКОЙ ТЕОРИИ
Джон Роле родился в Балтиморе 21 февраля 1921 г Он учился в Принстоне, затем Оксфорде Вернувшись в США, стал преподавать в том же университете, где преподавал его оппонент Роберт Нозик В 1970 г вышла книга Ролса «Теория справедливости», вызвавшая множество дискуссий Карл Поппер и Роберт Нозик высоко оценили ее достоинства
|
|
Уже в начале книги Роле заявляет, что его теория — «кантианская по природе» в смысле предпочтения теории общественного договора Локка, Руссо и Канта и ее направленности против утилитаризма Юма, Бентама и Милля Роле исследует, каким же должно быть свободное и справедливое общество «Справедливость, — пишет он, — есть первая необходимость социальных институтов, как истина — для научной системы» Какими бы эффективными ни считались социальные институты, если обнаружена несправедливость, их следует заменить
Утилитаристы преследовали в качестве цели наибольшее благосостояние для наибольшего числа людей В конечном счете это вело к возраставшей зависимости индивида от общества Роле не согласен с таким положением дел, когда один человек — заложник другого или социального большинства