Второй позитивизм («эмпириокритицизм» и «махизм»)

Эрнст Мах (1838-1915) и Рихард Авенариус (1843-1896) разработали концепцию психологии научного познания и его физических основ. Концепция получила название эмпириокритицизм или «махизм». Ввели представление о динамике научной картины мира на основе сохранения «позитивного» содержания научного знания в процессе его развития.

Сформулировали следующие методологические принципы познания:

1. «Очищение опытом» как программа, формирующая критерий «научности» знания, исходя из тождественности научности и истинности.

2. «Принципиальная координация» субъекта и объекта познания в точке «Я». Объективное и смысловое совпадение исследуемого и исследователя в процессе познания. «Без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта».

3. «Опыт как интроекция». Представление о мире как комплексе ощущений познающего субъекта, выделение «элементов опыта» и их тождественность «элементам мира». Классификация элементов опыта и координация элементов мира. Интроекция как «вкладывание» «элементов мира» в сознание и их превращение в «элементы опыта».

4. Методология постановки «мысленного эксперимента»: принципы «экономии мышления» и «все зависит от задач». Критерий «полезности опыта» в противовес объективности истины познания.

Неопозитивизм («логический позитивизм»)

Концепции, объединяемые названием «неопозитивизм», возникают из усиления внимания к логико-математическим и лингвистическим методам научного анализа. В них проводится рассмотрение языка науки с позиций доказательности и непротиворечивости знания. В структуре «неопозитивистского» знания выделяются три части:

· Эпистемология – методология эмпирического познания, определяющая условия его истинности и отношения к внешнему миру;

· Логика – методологические и лингвистические процедуры, лежащие в основании познавательных процессов;

· Моральная философия – методология постановки целей практической деятельности на основе ценностей научного познания.

Философия логического анализа Людвига Витгенштейна (1889-1951) фактически выступила как основание логического позитивизма. Научная картина мира рассматривалась как моделирование действительности в логических формах. Целью концепции является создание универсального языка науки, в котором объекты познания замещены «атомарными» знаками. На основании «идеального языка» формулируется возможность и необходимость формирования искусственных языков с упрощенными правилами использования в отдельных областях познания. В концепции выдвигается методологический принцип, согласно которому «границы языка есть границы мира».

Логический позитивизм Венского кружка. (1910-1930-ые гг.) М.Шлик, Р.Капнап, О.Нейрат и др. Концепции были связаны с выработкой универсального логического языка науки как критерия демаркации научного познания от ненаучного. В рамках научной картины мира предприняты попытки создания философских концепций частных наук («философия математики», «философия физики») и универсальной «научной космогонии», описывающей все научные факты.

Сформулированы следующие методологические положения научного познания:

1. «Протокольные предложения». Научные теории представляют собой достоверные высказывания о фактах. Наука утверждает истинность предложений, а не фактов.

2. «Теория верификации» как проверки истинности суждений частных наук при помощи логико-математических и лингвистических методов.

3. Предсказание в науке строится на построении гипотез средствами универсального языка и проверки их опытным путем. Опыт не опровергает выдвинутую гипотезу, но является основанием построения новой гипотезы.

Формирование «постпозитивистских» концепций)

Философская концепция К.Поппера (1902-1994) фактически обусловила переход от неопозитивистских теорий к наиболее сложному этапу развития «позитивной философии», который получил название «постпозитивизм».

В области методологии научного познания К.Поппер обосновал принцип фальсифицируемости научного знания, на основании которого критерий истинности познания заменяется критерием его научности. Научное знание представляет собой некую точку возможного на векторе познавательного процесса, которая в процессе познания будет пройдена и опровергнута. Задача научного исследования состоит в опровержении гипотезы, а не в ее подтверждении. Следовательно «научность» предполагает опровергаемость, а не «истинность».

Особое внимание в философской концепции К.Поппера было уделено информационной составляющей научного знания, что нашло свое отражение в концепции «третьего мира». Объективная реальность отражается в психике человека, создавая в ней мир ее непосредственного восприятия. Однако в процессе познания создается особый мир информации, которая существует без субъекта и вне объектов. Она может накапливаться и перерабатываться без проверки ее истинности опытным путем.

В области моральной философии К.Поппер разрабатывал концепцию «открытого общества», в котором цели и принципы социального развития согласуются с результатами научного познания. Фактически «открытое общество» есть практическая реализация информационной структуры «третьего мира». Его концепция послужила основой теории «информационного общества».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: